Бог Отец (лат. Deus Pater) —
в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).
Христианство считает его Творцом мира и человека: «Отец есть предначинательная причина всего существующего».
При этом в процессе творения участвовали все ипостаси Троицы: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - вся сила их» (Пс.32:6). Ириней Лионский называет Слово (Бог Сын) и Дух двумя руками Отца.
Догмат о Боге Отце закреплён в Никео-Цареградском символе веры:
Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
Много писавший о догмате троичности Григорий Богослов даёт следующие характеристики Бога Отца:
…будем представлять и называть Отца безначальным и началом - началом как Причину, как Источника, как присносущный Свет…
…Отец безначален, потому что ни от кого иного, даже от Себя самого не заимствовал своё бытие.
…Дух исходит от Отца: не любопытствуй знать, как исходит.
Греческие богословы считали личность Бога Отца началом единства Троицы, давшим другим ипостасям их происхождение: «к Единому возводятся Те, Которые происходят от Него, будучи Тремя по вере…».
Согласно христианскому вероучению,Бог Отец познаётся только через Бога Сына:
«никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27).
Согласно «Лекциям по философии религии» Гегеля, Бог Отец – первое определение абсолютной идеи.
Это чистая идеальность и чистое единство с самим собой,
абстрактное мышление всеобщего предмета,
диалектически вызывающее абсолютное разделение, а далее триединство.