Гуань Инь-Цзы
Избранные изречения
Вне присутствия дао нельзя говорить, но то, о чем
поведать нельзя, - это дао. Вне присутствия дао нельзя
размышлять, но то, о чем помыслить нельзя, - это дао.
В дао нет ничего от человека. Мудрый не судит: "Это
дао, а то - не дао". В дао нет ничего от своего "я".
Мудрый не различает между пребыванием в дао и отстране-
нием от него. В том, что дао нет, - залог того, что дао
есть. В том, что мудрый не держится за дао, - залог
того, что он не потеряет дао.
Горшечник может создать десять тысяч горшков, но ни
один горшок не сможет ни создать горшечника, ни уничто-
жить его. Дао может создать десять тысяч вещей, но ни
одна вещь не сможет ни создать дао, ни уничтожить его.
Мудрый знает, что сознание едино, вещи едины, дао
едино, и все они объединяются в одно. Он не меряет
неизменным изменчивое и не ущемляет изменчивым неизмен-
ное.
Помраченность разума указывает на отсутствующее в
наличном. Ее нельзя обнаружить. Ощущения приятные или
неприятные являют нечто, возникшее из ничего. Их нельзя
сокрыть. От приятных и неприятных ощущений проистекает
знание, но оно касается только движения вещей. От
помраченности разума проистекает незнание, но благодаря
ему постигаешь вездесущность дао.
Одна искра может спалить десять тысяч вещей, но
когда исчезнут вещи, где пребывать огню? Одно мнгнове-
ние дао может обратить в небытие десять тысяч вещей, но
когда исчезнут вещи, где же пребывать дао?
Стрельба из лука, верховая езда, игра на цине или
игра в шашки - все эти искусства невозможно постичь в
одно мнгновение. Только дао не имеет ни форм, ни пра-
вил, и его можно постичь в одно мнгновение.
Мое дао подобно пребыванию в темном месте. Находясь
на свету, нельзя ничего увидеть в темноте. Пребывая же
в темноте, увидишь все, что находится на свету.
Мое дао подобно мечу. Обращая меч против других,
извлечешь выгоду для себя. Хватаясь за меч руками, на-
несешь себе рану.
Смерть в утробе. Смерть в яйце. Хотя мир велик, на-
дежного знания о нем не добудешь. Мир и наше знание о
нем - все равно что лезвие меча и рука: пока рука не
дотрагивается до меча, она себя не поранит.
Во сне, в зеркале, в воде пребывает мир. Чтобы
убрать мир, который снится, нужно не спать.Чтобы убрать
вещи, которые отражаются в зеркале, нужно не смотреться
в него. Чтобы убрать вещи, которые наполняют мир, нужно
опорожнить сосуд, вмещающий их. Все, что есть и чего
нет там, находится здесь, а не там. Вот почему мудрый
не устраняет мир, а устраняет знание о нем.
Рыба, которая не хочет быть такой, как все рыбы,
выбрасывается на берег и там погибает. Тигр, который не
хочет быть таким, как все тигры, спускается с гор в го-
род и там попадает в клетку. Мудрый не отличается от
обыкновенных людей, поэтому ему нельзя воздвигнуть пре-
поны.
"В самом себе не имей, где пребывать". Следуй фор-
мам вещей вокруг себя. Будь текуч, как вода, покоен,
как зеркало, отзывчив, как эхо, и невозмутим, как тиши-
на. Соединяйся с несогласным, обретай потерянное. Не
стремись опередить других, но неотступно следуй за
ними.
Мудрый не отличается от других тем, что он говорит,
действует и мыслит. А тем, что он никогда не говорит,
не деиствует и не размышляет, он отличается от других.
Облака плывут и птицы кружат в пустоте небес. Бла-
годаря пустоте превращения могут свершаться без конца.
Таково же дао мудрого.
Мы сознаем себя словно живущими во сне. По воле
воображения мы можем странствовать духом в чертогах
Великой Чистоты. Мы видим вещи как будто во сне. Отда-
ваясь переживаниям, мы можем улететь душой за пределы
Восьми пустынь. Умей прозревать семена жизни и жить
вечно. Умей забывать семена жизни и оставлять жизнь.
Вот что такое дао.
Если в сознание закрались мысли об успехе и неуда-
че, демоны разума завладеют им. Если в сознание закра-
лась похоть, демоны распутства завладеют им. Если в со-
знание закралась тревога, демоны отчаяния завладевают
им. Если в сознание закралась распущеность, демоны
одержимости завладевают им. Если в сознание закрались
мечты о возвышенной дружбе, демоны гордыни завладевают
им. Если в сознание закрались мечты о вкусной еде, де-
моны чревоугодия завладевают им. Все эти демоны - приз-
раки, созданные из темноты и мрака, ветра и воздуха,
земли и красок, дряхлых тел и бренных предметов. Это
призраки и наше сознание друг друга возбуждают, и дух
человека откликается их воздействию. Тот, кто попал под
власть демонов, одержим мыслями о выдающихся свершени-
ях. Он не говорит, что служит демонам, но говорит лишь,
что служит одному дао. В конце концов в нем все мертве-
ет. Только мудрый может сделать дух одухотворенным, но
не искать в духе духовность. Он опирается на все десять
тысяч вещей и не теряет силы, их рождающей. Он может
все собрать, все рассеять, всему противостоять. Каждый
день он откликается всему сущему, но его сердце пребы-
вает в покое.
То, что плывет, - это лодка. Но то, благодаря чему
можно плыть, - это вода, а не лодка. То, что движется,
- это повозка. Но то, благодаря чему можно двигаться, -
это вол, а не повозка. Размышление - это разум. Но то,
благодаря чему можно размышлять, - это воля, а не ра-
зум. Нельзя знать то, отчего все есть таким, каким оно
есть. Только не зная того, отчего все есть таким, каким
оно есть, не идешь навстречу тому, что приходит, и не
влечешься за тем,что уходит. Не стремясь навстречу при-
ходящему и не устремляясь вслед за уходящим, можешь
жить одной жизнью с изначальным истоком Неба и Земли, в
котором нет ни прошлого, ни настоящего.
Если знать, что сознание не является вещью, тогда
поймешь, что и вещи не являются вещами. Если знать, что
вещи не являются вещами, тогда поймешь, что дао не
является вещью. Тогда не будешь преклоняться перед
великими свершениями и изумляться глубокомысленным
речам.