еще она точка зрения -
ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
Дух - перевод встречающихся в античной философии и в Библии
слов «piritus» (лат.) и «pneuma» (греч.),
что означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни);
душа как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело;
привидение; сама жизнь (Гёте: «Ибо жизнь - это любовь, а жизнь жизни - дух»);
сущность Бога: «Бог есть дух»; сама внутренняя сущность земли или мира;
дух земли,
мировой дух;
идейное содержание произв. искусства;
всеобщий характер чего-либо,
напр. дух эпохи Гёте,
народный дух,
корпоративный дух ( Esprit).
Употребляемое в настоящее время философское понятие духа, как противоположного природе , сложилось в период романтики и идеализма, а особенно у Гегеля
(«Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла,
соединяющий небо и землю, добро и зло» - Дрейер).
Дух не является противником души, как считает Клагес,
хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа,
подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность. Впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в продолжении рода. Иногда он так сильно обременяет индивида, что начинает страдать телесная жизнь: высококультурные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом (см. также Ресублимирование).
Дух выступает в трех формах бытия:
как дух отдельного индивида (личный дух),
как общий дух (объективный дух)
и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа).
В то время как душевное так тесно включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об руку с последним и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические.
Потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много общего,
и душа реагирует на них по определенному типу, с психологической закономерностью.
Дух имеет свои закономерности для себя,
его вообще нельзя понять, исходя из психологии (как это пытался сделать Клагес).
Он автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансинтеллигибельного (см. Познание) является лишь принципиальной границей и оставляет каждому личному духу др. сферу для его развития.
Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т.е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью, смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность др. живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения.
Личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью («бездуховным» людям недостает такой связи), которая со своей стороны создает жизнь объективного духа.
Как носителем личного духа является психический склад отдельного индивида, так носителем объективного духа является какая-либо общность (группа, народ, группа народов).
Объективный дух связан с личным духом посредством истории духовной жизни человека (отсюда также «живой дух»), с объективированным духом - посредством истории духа.
Объективный дух можно понять только как единый организм вместе с личным объективированным духом.
То, что является продуктом единичного духа и что составляет ценность последнего, является результатом его отношения к объективному духу, благодаря которому и ради которого он возник.
Носителя объективного духа мы называем личностью . Напр., объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе; «объективный дух» - это совокупность возможных предикатов к субъекту «народ», он проявляется в общем духовном достоянии, к которому, согласно Николаю Гартману ("Das Problem des geistigen Seins», 1933), относится прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующее право, господствующие ценности, господствующая мораль, традиционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, задающий тон вкус, мода, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в любой форме (религия, миф, философия);
в наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и суждении, следовательно, в сфере логического.
В объективированном духе - в произв. науки и искусства - мы снова познаем живой дух, который их создал; он говорит с нами через эти произв., поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них участие.
Духовные блага, т.о., одновременно могилы и источники живого духа.
Гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.
Дух времени (нем. Zeitgeist) согласно Гегелю, развертывающийся в истории объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой эпохи; совокупность идей, характерных для какого-то периода.
Гёте рассматривал дух времени как преобладающую духовную сторону эпохи: «Если какая-нибудь сторона выступает наиболее сильно, овладевая массой и торжествуя над ней, так что при этом противоположная сторона оттесняется на задний план и затеняется, то такой перевес называют духом времени, который определяет сущность данного промежутка времени».
Духа история - научный метод, рассматривающий историю культуры как историю духа, порождающего культуру.