Аналитическая философия религии
Алвин Плантинга
Как и в отношении этической проблематики представители ранней аналитической философии старались избегать исследований в философии религии, зачастую объявляя проблемы философии религии метафизичными и бессмысленными (видным исключением является серия статей Майкла Фореста в журнале Mind в 1934—1935 годах, в которых затрагивались вопросы христианской доктрины сотворения мира и проблемы возникновения современной науки). Крах логического позитивизма обновил интерес к философии религии, побудив таких философов как Уильям Олстон, Джон Мэки, Алвин Плантинга, Роберт Мэрихью Адамс, Ричард Суинбёрн, Дэвид Алан Джонсон и Энтони Флю не только к постановке новых вопросов, но и к переоткрытию классических проблем, включая такие как природа чудес и аргументы в пользу и против бытия Бога.
Плантинга, Мэки и Флю обсуждали логическую корректность защиты свободы воли как способа разрешения проблемы зла. Олстон, используя технику аналитической философии языка, работал над проблемой природы религиозного языка. Адамс исследовал отношения религиозной веры и нравственности.
Аналитическая философия религии также заботила и Людвига Витгенштейна, также он интересовался интерпретацией философии религии Сёрена Киркегора.
Используя рукописные заметки (которые позже были опубликованы в «Философских исследованиях», «Культуре и ценности» и других работах), такие философы как Питер Уинч и Норман Малкольм разработали то, что стало известно под название созерцательной философии, витгенштейнианскую школу мысли, укорененную в «традиции Суэнси», и которая объединяла среди прочих и таких витгенштейнианцев как Раш Рис, Питер Уинч и Д. З. Филипс. Термин «созерцательная философия» был предложен Д. З. Филипсом в его книге «Philosophy’s Cool Place», которая основывается на интерпретации пассажа из работы Витгенштейна «Культура и ценность».
Эта интерпретация сначала была названа Каем Нилсоном «витгенштейнианский фидеизм», но те, кто считал себя витгенштейнианцами традиции Суэнси абсолютно отвергали это название и считали его карикатурой на позиции Витгенштейна; особенно это характерно для Д. З. Филипса[35]. Изучение этой интерпретации сделало Кая Нилсона и Д. З. Филипса наиболее заметными исследователями философии религии Витгенштейна.
Политическая философия
Современная аналитическая философия в большом долгу перед Джоном Ролзом, который в серии статей (наиболее известны статьи «Два понятия правила» и «Справедливость как честность»), публиковавшихся с 1950-х годов, и книге «Теория справедливости» сформулировал тонкую и тщательно аргументированную защиту либерализма в политике. Эти исследования были продолжены в книге Роберта Нозика «Анархия, государство и утопия», представлявшей защиту либертарианства свободного рынка. Исайя Бёрлин заметно повлиял и на аналитическую политическую философию и на либерализм своей лекцией, озаглавленной «Два понятия свободы».
В последние десятилетия возникает критическое отношение к либерализму. Критика либерализма включает в себя феминистскую критику Катарины Маккиннон и Андреи Дворкин, коммунитаристскую критику Майкла Сандела и Аласдера Макинтайра (однако, следует отметить, что сами они избегают этого термина) и мультикультуралистскую критику Эми Гатмэнн и Чарльза Тэйлора. Несмотря на то, что Юрген Хабермас не является философом-аналитиком, он является важной фигурой в аналитической политической философии, его социальная теория смешивает социальную науку, марксизм, неокантианство и американский прагматизм.
Аналитический марксизм
Другим событие в области политической философии стало возникновение школы, известной под названием аналитического марксизма. Члены этой школы пытались применять технику аналитической философии наряду с инструментами современной социальной науки (например, теорией рационального выбора) для разъяснения теорий Карла Маркса и его последователей. Наиболее известным членом этой школы являлся профессор Оксфордского университета Дж. А. Коэн, чья книга «Теория истории Карла Маркса: Защита», опубликованная в 1978 году, считается отправной точкой возникновения этой школы. В своей книге Коэн попытался применить методы логического и лингвистического анализа для уточнения защиты материалистской концепции истории Карла Маркса. В число других крупных аналитических марксистов входят экономист Джон Роэмер, представитель социальной науки Джон Элстер и социолог Эрик Олин Райт. Все эти люди стремились, используя современные методы социальной науки (такие как теория рационального выбора), обосновать использование Коэном методов аналитической философии для интерпретации марксистской теории.
Сам Коэн позже заинтересовался политической философией Ролза и попытался сформулировать социалистскую теорию справедливости, которая контрастирует и с традиционным марксизмом, и с теориями, выдвинутыми Ролзом и Нозиком. В частности, Коэн указывает на известный принцип Маркса: «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Морис Корнфорт, который был студентом и другом Витгенштейна, занимался ортодоксальным диалектическим марксистом и стал официальным философом Коммунистической партии Великобритании. В 1960-х годах он отказался от некоторых догматических взглядов и попытался согласовать марксизм с аналитической философией.
Коммунитаризм
Коммунитаристы — Аласдер Макинтайр, Чарльз Тэйлор, Майкл Уолцер и Майкл Сандел — выступили с критикой либерализма.
В своей критике они использовали техники аналитической философии для того, чтобы обособить ключевые допущения либеральных индивидуалистов (таких как Ролз), а затем подвергали критике эти допущения. В частности, коммунитаристы критиковали либеральное допущение о том, что индивид может рассматриваться абсолютно автономно от общества, в котором он живет, и которым он воспитан. Со своей стороны они выдвинули такую концепцию индивида, которая подчеркивает роль, которую играет общество в формировании ценностей, мыслей и мнений любого индивида.
Аналитическая метафизика
Одним из наиболее существенных разрывов с ранней аналитической философией было возрождение метафизического теоретизирования во второй половине двадцатого века. Такие философы как Дэвид Келлог Льюиз и Дэвид Армстронг разработали законченные теории по ряду проблем, связанных с универсалиями, каузацией, возможностью и необходимостью, абстрактными объектами.
Среди исследований, приведших к возрождению метафизики, было нападение Куайна на дистинкцию между аналитическим и синтетическим, которая, как это общепризнанно, подрывает выдвинутую Карнапом дистинкцию вопросов существования, внутренних по отношению к каркасу, и внешних вопросов.
Метафизика, восстановленная после нападок А. Дж. Айера и логических позитивистов, остается плодотворной областью исследований. И несмотря на то, что многие проблемы достались аналитической философии в наследство от философов прошлого, метафизические споры остаются актуальными. Проблема фикции, проблема пустых имен и спор о том, является ли существование свойством, превратились из неугодных и неясных проблем в проблемы, заслуживающие пристального внимания, в связи в тем, что в них был внесен новый дух, возникший из рассмотрения проблем свободы воли, возможных миров и философии времени.
Наука также играла важную роль в возрождении метафизики. Специальная теория относительности оказала сильное влияние на философию времени, а квантовая физика часто используется в спорах о свободе воли.
Кроме того, оправдание весомости, придаваемой научным подтверждениям, следует искать в склонности большинства философов к принятию научного реализма и натурализма.