Боги медицины и здоровья
Асклепий
Гигиея
Иасо
Панакея
Пинга
Телесфор (мифология)
Улль
Эпиона
<<настрой - КИ >> ш а л о м, хавер ! |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » <<настрой - КИ >> ш а л о м, хавер ! » МИФОЛОГИЯ » Боги медицины и здоровья
Боги медицины и здоровья
Асклепий
Гигиея
Иасо
Панакея
Пинга
Телесфор (мифология)
Улль
Эпиона
Гигие́я, или Гигея, Гигия, —
в греческой мифологии богиня здоровья , дочь Асклепия и Эпионы либо Афины .
По орфикам, Гигиея - супруга Асклепия . Они различают две Гигиеи, причем старшая – дочь Эрота и Пейфо .
Её культ существовал в Оропе , статуя в Мегарах . Ей посвящен LXVIII орфический гимн.
С именем богини связывают происхождение слова «гигиена».
Гигиею изображали кормящей змею из чаши.
Отсюда происходит один из знаков медицины — чаша со змеёй.
В честь Гигиеи назван астероид Гигея.
Аскле́пий (др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») —
в древнегреческой мифологии — бог медицины и врачевания.
Изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.
Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью — в одной из версий нимфа или героиня Коронида , в другой — Арсиноя . Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий – сын Корониды, дочери Флегия .
Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон выхватил из огня младенца Асклепия в её чреве и отдал его на воспитание кентавру Хирону . Либо его выхватил из огня Гермес . Согласно Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону, который научил его медицине . По некоторым авторам, он родился около Трикки, где течет Лефей
Предания
Асклепий попросил наставника обучить его искусству врачевания, но вскоре превзошёл в этом искусстве не только Хирона, но и всех смертных. Он прибыл на Кос и научил местных жителей врачеванию .
В браке с Эпионой у Асклепия родились сыновья Телесфор, Подалирий и Махаон (упоминаемые Гомером как великолепные врачи) и дочери, почитаемые как богини, — Гигиея («здоровье»), Панацея (Панакея) («всецелительница») и Иасо («лечение»), а также Аглея, Акесо и Медитрина.
Аргонавт . По версии, был аргонавтом и вернул зрение Финею .
Согласно речи Котты , было три Асклепия:
- Сын Аполлона, которому поклоняются в Аркадии. Изобрел медицинский зонд и начал бинтовать раны.
- Брат Гермеса, поражен молнией и похоронен в Киносурах.
- Сын Арсиппа и Арсинои, открыл способы очищения желудка и удаления зубов.
Его могила и роща около реки Лузия в Аркадии.
Смерть
Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Он совершал воскрешения с помощью крови из правой половины тела Горгоны, которую он получил от Афины . По Ферекиду, в Дельфах он воскресил всех умерших . По Стесихору, воскресил некоторых из павших под Фивами , также воскресил Ипполита. Воскресил некоего мертвого за плату .
Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия (о чем упоминают Гесиод, Писандр, Ферекид, Паниасид, Андрон и Акусилай ), который был убит Зевсом у гипербореев . Аполлон отомстил за смерть сына, перебив киклопов, сковавших перун Зевса.
Но великий врач соизволением мойр вернулся из царства мёртвых , и стал богом врачевания.
Посох Асклепия
Звезда жизни с посохом Асклепия
Асклепия изображают с посохом, увитым змеями. Однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых (тот же миф рассказывали о Полииде, см. также Главк (сын Миноса)). Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.
Последующая традиция
Он стал созвездием Змееносца .
Упоминается в «Илиаде». Ему посвящены XVI гимн Гомера и LXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Аристарха Тегейского «Асклепий», комедий Антифана и Филетера «Асклепий».
Семейства врачей в Древней Греции производили свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель.
По сикионскому рассказу, бог (т.е. его изображение) привезен к ним из Эпидавра на паре мулов и был подобен дракону, в храме были священные змеи. Его сыном считали политика Арата .
Змея Асклепия прибыла в Рим .
Эскулап или, правильнее, Эскулапий (лат. Aesculapius, из греч. Ασκληπιός) —
то же самое, что Асклепий: древнеримский бог врачебного искусства, который, вместе с его божественным представителем, проник в Рим в начале III века до н. э.
Когда в 293 г. до н. э. тяжёлая моровая язва посетила Рим, обратились за указанием к Сивиллиным книгам, которые дали знать, что эпидемия прекратится, если перевезут в Рим бога Эскулапия из его Эпидаврского святилища.
После однодневного молебствия снарядили в Эпидавр посольство за священной змеей бога, которая, по преданию, добровольно последовала за римлянами на их корабль и, по прибытии в Рим, выбрала для своего жилища Тибрский остров; этот остров так и остался посвящённым богу, в воспоминание о чём при устройстве набережной берегам острова была дана форма плывущего корабля, украшенного спереди статуей Эскулапа.
В 291 г. здесь состоялось освящение храма в честь Эскулапа; этот храм и состоявшие при нём службы напоминали собой типичные греческие Асклепиеи. Как и в Эпидавре, в тибрском храме Эскулапа практиковался способ лечения больных посредством инкубации, во время которой они получали во сне необходимые советы; выздоровевшие посвящали богу обетные дары и благодарственные надписи.
Вместе с Эскулапом в надписях упоминается весьма часто богиня, родственная с ним по культу — Гигиея или Салюс (Здоровье). Другой храм Эскулапа находился в Анции (в Лациуме), где, по преданию, змея Эскулапа, при возвращении в Рим снаряженного в 293 г. посольства, высадилась на берег и три дня обвивалась вокруг высокой пальмы в роще Аполлона.
Культ Эскулапа был греческий; жрецы при храме бога были из греков; как и греческому Асклепию, римскому Эскулап были посвящены из животных змея, собака и петух. В лице Эскулапа греческое врачебное искусство было официально принято государством, хотя римляне, вообще смотревшие на медицину с отвращением, негостеприимно относились к поселявшимся в Риме греческим врачам. Позднее, медицина стала специальностью греков, среди которых бывало всегда множество шарлатанов. Суеверие и страдания приводили людей к Эскулапу; культ этого бога принадлежал к числу самых популярных и стойких.
Вы здесь » <<настрой - КИ >> ш а л о м, хавер ! » МИФОЛОГИЯ » Боги медицины и здоровья