Практики позитивных состояний
«Кто смотрит наружу – видит сны. Кто смотрит внутрь – просыпается».
К.Г. Юнг
Процесс самопознания, самореализации и управления собой и своими состояниями основывается на следующем принципе: «Наши суждения и концепции формируют нашу реальность». Все, что с нами случается, проходит через сложный механизм наших внутренних фильтров, которые и создают ту или иную картину реальности. Этими фильтрами являются наши органы восприятия и наша система взглядов – социальных, индивидуальных, религиозных, культурных, сложившихся в результате воспитания, образования, жизненного опыта, психофизических особенностей и т.д.
Наша жизнь, самооценка и самореализация напрямую зависят от того, какую мы всему этому даем оценку – то есть, вкладываем ли мы в происходящее положительный или отрицательный смысл. По сути, наше сознание имеет два основных регистра – позитивный и негативный. Можно переключить свое сознание на восприятие светлых и радостных сторон жизни, а можно концентрировать внимание лишь на проблемах, трудностях и «свинцовых мерзостях жизни». В зависимости от того, каким регистром мы пользуемся, мы переходим либо в стан оптимистов, либо в стан пессимистов. Грубо говоря, можно жить либо в освещенном доме, либо в жилье без света (промежуточный вариант - в полутьме, «при лучине»).
Концептуальное мышление – так зовется сила, которая создает ту или иную форму реальности в нашем сознании, «описывает» окружающий мир в рамках той или иной принятой нами концепции. Буддисты называют ее «майя» - великая иллюзия. Это тот образ реальности, который «видится» нашему уму. Главная причина острого дефицита или полного отсутствия счастья – в том, что мы фокусируемся на негативных явлениях. Состояние счастья напрямую связано с самоидентификацией. То, с чем мы себя ассоциируем, в чем видим конечную цель, и определяет характер наших переживаний.
В человеке заложена огромная природная потребность счастья, позитивных переживаний – того самого внутреннего света. Это программа в нас – главная, доминантная. Ее можно назвать ее базовой силой. Она есть не только у людей, она работает и в животном мире. Просто у людей эта потребность в потенциале сложнее и выше, нежели чем простая жажда эйфории. В нас вложена потребность постоянно раздвигать границы реальности, переходить к все более высоким формам ее постижения. В разные времена люди находили разные способы удовлетворения этой великой жажды счастья. То, что прежде удовлетворялось живым общением с природой, культурой и религиозными практиками, в момент цивилизационного скачка в 20-м веке приняло искусственные биохимические формы. Человечество отхватил трансовый бум – ЛСД, героин, кокаин и другие виды наркотиков давали «искателям» временный суррогат счастья, вводили их в искомые измененные состояния реальности, временно расширяли границы их сознания - разрушая при этом их организм. Сходные задачи, только в более здоровой форме решает для многих в наши дни экстрим-спорт, неся людям острый адреналиновый кайф. Всю мощь своего интеллекта и незаурядную энергию человечество направило на то, чтобы получить свою порцию счастья задаром, не утруждая себя!
Впрочем, не всегда задаром. Ведь, помимо наркотиков, экстрима и других «радостей жизни», одной из форм стимуляции «центра счастья» для многих являются деньги. Причем - даже не возможность приобрести за них все вышеперечисленные формы удовольствия, а именно сам процесс зарабатывания денег. Я называю эту манию - «манимания». Многие трудоголики делают ставку именно на эту форму позитивного удовлетворения за свои усилия. Между тем, опрос самых богатых людей США (страны, где власть доллара возведена в культ, в религию), проведённый журналом «Forbes’ Magazin», показал, что 37% очень богатых людей – миллиардеров - более недовольны своей жизнью, чем среднестатистический американец.
Почему это так? Почему погоня за счастьем не приносит людям счастья? Научные исследования говорят о том, что все формы искусственного, «незаслуженного» пребывания в острой позитивной фазе изнуряет организм. Показателен недавний эксперимент ученых. В определённый участок мозга крысы, названный «центром удовольствия», вживляли электрод, и животное, нажимая на педаль, само подавало ток на этот электрод. В этом эксперименте крысы жали на педаль беспрерывно! Они буквально теряли интерес ко всему остальному - не пили, не ели, и вскоре погибали.
Поэтому все формы «украденного» у жизни счастья – это путь к раннему самоуничтожению. Люди, которые делают своей целью подобную гонку за счастьем, становятся заложниками его лживого призрака. Это бег за иллюзией по замкнутому кругу. Суррогат счастья по имени «эйфория» краткий миг щекочет ваши чувства, все рецепторы вашего организма - после чего исчезает, оставляя после себя неутолимую жажду еще большего наслаждения. Когда наслаждение становится самоцелью, оно перестает удовлетворять. Ведь после его получения у тебя включается механизм недостатка возбуждения – тебе хочется чего-то еще более яркого, еще более острого, и так - до полного самоистощения.
Что же такое – завоеванное, а не украденное счастье? Не эйфория, не краткая судорога экстаза, за которой следует упадок сил, а именно глубокое счастье - как переживание полноты бытия?
Как управлять великой энергией этого состояния?
Как избавиться от негативных внутренних программ, от депрессии, самоедства, тревог, страхов, суеты, зависти, неверия в себя, инертности и прочих способов саморазрушения?
Как обрести внутреннюю гармонию, ясность ума, жизнелюбие, творческую силу, здоровье и долголетие?
Этими вопросами сегодня занимается не только религия, но и некоторые направления эволюционной психологии, и официальная наука. Стремясь изучить психофизиологию счастья, американские ученые под руководством Ричарда Дэвидсона из Лаборатории прикладной неврологии при университете Висконсина в Мэдисоне поставили себе задачу – изучить, где и как в человеке оно зарождается. За образец была взята группа людей, в течение длительного периода практикующих буддизм. Представители именно этой религии были выбраны по той причине, что, согласно этой доктрине, буддийские медитативные техники ведут к просветлению, прекращению страданий и высшим формам блаженства.