<<настрой - КИ >> ш а л о м, хавер !

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Химеры Мира

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://www.divesa.ru/img/amfisb~1.gif

Химеры Мира

Фантазия жителей античной Эллады наделила амфисбену двумя головами, которые венчают оба конца её тела. При всей «эксклюзивности» этого существа у него нашлись подражатели в природе.

КОМУ КОМАНДОВАТЬ «ПАРАДОМ»?

Согласно древнегреческим мифам, амфисбена – змея, её название в переводе с языка современников и соотечественников Гомера означает «ходящая в обе стороны». Как и других ползучих ядовитых тварей, эту рептилию породили капли крови горгоны Медузы, просочившиеся на землю из сумки героя Персея, где лежала отрубленная им голова свирепого чудовища.

Из древнегреческих источников амфисбена попала в «Естественную историю» римлянина Плиния Старшего. В своём труде учёный описывал двухголовую змею как реальное животное и даже пытался объяснить причину появления на свет рептилии со столь необычной внешностью. По мнению Плиния, у амфисбены было так много смертоносного яда, что он не мог уместиться в одной голове. Пришлось обзавестись второй.

В исторической поэме «Фарсалия» придворного поэта императора Нерона Марка Аннея Лукана с амфисбенами сталкивается римская армия в ливийской пустыне. При приближении идущих по песку солдат каждая страшная тварь поднимает сразу обе ядовитые пасти.

Иметь такую «двухстволку», разумеется, очень полезно в тех случаях, когда надо на кого¬то напасть или от кого¬то защититься. Ну а в мирной жизни, где столько соблазнов и искушений? Как выбрать маршрут движения и не превратиться в канат, который тянут в противоположные стороны две команды? Какую из голов в данный момент считать «старшей по званию»? Не отвечая на эти вопросы, античные авторы лишь сообщают о том, как амфисбена перемещается в пространстве. Она засовывает одну голову в пасть другой и, превращаясь таким образом в обруч, катится в нужном ей направлении. С технической точки зрения решение, несомненно, остроумное, но ситуацию с субординацией голов эта подробность не проясняет.

Ближе подошли к решению данной проблемы средневековые схоласты. В бестиариях того времени можно увидеть изображение очень странного существа. Тело у него птичье. На одном конце туловища, судя по расположению крыльев и лап, переднем, находится голова. Её «двойник» вырастает из длинной шеи, заменяющей хвост. Передняя голова кусает заднюю. Создание названо амфисбеной. Кто в «доме» хозяин, теперь вроде бы понятно, но уж больно не похожа эта тварь на нашу героиню. Впрочем, подобные метаморфозы при переходе животных из античного «зоопарка» в средневековый – явление не столь редкое. Вспомним хотя бы земляка амфисбены – василиска, который, живя в Ливийской пустыне, тоже был змеёй, а потом обзавёлся петушиными ногами и крыльями. Да ещё и записался в родственники к горластому вестнику утра.

Нельзя сказать, что в существование двухголового монстра – в змеином или птичьем вариантах – верили все учёные мужи. К примеру, один из выдающихся умов европейского Средневековья, философ и естествоиспытатель Альберт Больштадтский, или, как его ещё называли, Альберт Великий, живший в XIII веке, считал враньём все рассказы об амфисбене.

Однако точку здесь поставил в XVII столетии английский врач и мыслитель Томас Браун. Отрицая возможность пребывания на Земле экзотической твари, доктор приводил простой до гениальности аргумент. Амфисбен не бывает, писал он, поскольку животное с двумя передними концами тела в соответствии с законами природы не в состоянии двигаться.

МОНСТР В КОМПАНИИ С МАДОННОЙ

Согласитесь, трудно представить себе двухголовую ядовитую тварь, украшающую стены христианского храма. Хотя, если разобраться, средневековая архитектура знает подобные примеры. Скажем, собор Парижской Богоматери служит пристанищем для множества скульптурных химер. Правда, амфисбены среди них нет. Она облюбовала другой, не менее знаменитый шедевр готики – собор Святого Стефана в Вене. Обитателя Ливийской пустыни поместили на северном портале храма в XIV веке как символ бдительности. Химера словно хочет сказать людям: «Удвойте внимание, ибо дьявол повсюду».

В главном соборе Австрии амфисбена делит кров с Мадонной всех слуг. Это одна из самых красивых культовых скульптур Европы. Однажды каменное изваяние Святой Девы защитило молодую служанку, которую хозяева несправедливо обвинили в воровстве. Заступиться за девушку было некому. Статуя Богоматери в Штефансдоме, как называют свой храм венцы, стала её последней надеждой. Она горячо помолилась Пречистой, и на другой день невиновность горничной была чудесным образом доказана. И сейчас у милостивой Мадонны нередко просят заступничества, только вместо служанок приходят в основном бэбиситтеры и операторы ресторанов fast food.

2

ДИТЯ СОЛНЦА И ДОЖДЯ

Как многим персонажам древних мифов, двухголовой рептилии присуща страсть… к путешествиям. В частности, её «популяция» обнаружена на севере Перу. В I–VII веках нашей эры здесь, в речных долинах между Андами и Тихим океаном, жил таинственный народ, создавший уникальную культуру. Эта индейская цивилизация возникла, расцвела и исчезла задолго до прихода сюда завоевателей¬инков. Учёные называют людей, населявших в далёком прошлом данный район, народ моче, или мочика, – по посёлку, возле которого впервые были найдены материальные свидетельства существования развитого древнего государства.

В 1899–1900 годах немецкий археолог Макс Уле раскопал два могильника, где среди захоронений находилось более 600 керамических сосудов, а также разнообразные металлические предметы. С тех пор учёные обследовали сотни мочикских погребений в Перу, изучили множество интереснейших археологических находок, что позволило узнать немало нового о жизни индейцев мочика.

Как выяснилось, мочика были хорошими земледельцами и скотоводами, они прокладывали оросительные каналы и разводили лам. Умели делать лодки из тростника и выходили на них в море ловить рыбу. Эти люди ткали и окрашивали хлопок и шерсть, изготавливали различные музыкальные инструменты, знали толк в металлургии. Но более всего поражает керамика народа мочика.

Так называемые «парадные» сосуды, которые в большом количестве находят в погребениях, разнообразны по форме, украшены рельефными изображениями и росписями. Несомненно, что эти вещи играли важную роль в ритуалах. Однако в чём именно она заключалась, ещё предстоит выяснить учёным.

Вот на этих­то «парадных» керамических сосудах мочика и обитает наша героиня – змея с головами на обоих концах тела. Правда, называть её по¬гречески амфисбеной в данном случае, видимо, не стоит, ведь ходить в разные стороны индейской рептилии не приходится. Она живёт исключительно на небе.
По мнению специалистов, двухголовая змея народа мочика – это радуга или Млечный Путь. Учёные исходят из того, что, во¬первых, она представлена на сосудах чаще всего в виде полосатой дуги над головами жрецов или божеств, а во¬вторых, рядом с изображением ползучей твари почти всегда можно увидеть небольшие тёмные кружочки – вероятно, капли дождя или звёзды. Кстати, такой «змеиный портрет» радуги и Млечного Пути встречается и в других районах Южной Америки, а также у аборигенов Австралии и у жителей острова Ява. Подобный миф существовал и в древнем Китае. Вообще сказания и легенды, в которых радуга предстаёт в виде змеи с одной или двумя головами, есть у сотен племён и народностей в Европе, Азии, Африке, Америке и Австралии. Так, может быть, корни мифа о греческой амфисбене тоже следует искать на небе?

«РОДДОМ»… В МУРАВЕЙНИКЕ

В основе образов всех фантастических животных, или, как мы их называем, химер, лежат представления о реальных, земных существах. Ни двухголовой амфисбены, ни змеи¬радуги не было бы, не будь мы хорошо знакомы с обычными пресмыкающимися. Не зная львов, люди не создали бы сфинксов и грифонов, без лошадей не появились бы кентавры и гиппокампы, ну а рыбы стали прообразом русалок. Строго говоря, для «моделирования» любой химеры нужно обладать хотя бы азбучными знаниями по зоологии, чтобы, взяв части тела разных животных, «слепить» из них фантастического зверя. В общем, мифологии не обойтись без науки о животных. Но и последняя порой использует фольклор. Амфисбена – хорошее тому подтверждение.

В честь мифологической древнегреческой змеи зоологи назвали (разумеется, неспроста!) несколько десятков реально существующих уникальных животных. Между прочим, не змей, а только их дальних родственников.

Амфисбены составляют особую группу в классе пресмыкающихся, но по внешнему виду больше всего напоминают громадных – примерно 40 сантиметров в длину – дождевых червей. Их тело опоясано многочисленными поперечными кольцами роговых покровов. У большинства амфисбен нет конечностей, а голова и хвост практически не отличаются друг от друга. Из­за такого «колбасного» облика они и получили своё мифическое имя.

Амфисбены живут под землёй, лишь изредка выползая на поверхность. Их глаза, скрытые под кожей, ничего не видят, но способны различать свет и тьму. Сегодня учёным известно около 140 видов этих животных. В отличие от своего древнегреческого «тёзки», они не ядовиты. Живут в основном в Южной и Центральной Америке, в Африке, а также в Западной Азии.

В странах Южной Америки довольно часто встречается крупная, больше 50 сантиметров в длину, белая амфисбена ибижара. (В переводе с одного из индейских диалектов «ибижара» значит «хозяин земли».) Иногда её называют ещё муравьиной матерью. Ибижара поселяется в гнёздах муравьёв и термитов, личинками которых питается. Более того, она откладывает яйца прямо в муравейнике, обеспечивая таким образом своим детёнышам обильный «подножный корм». Интересно, что даже самые опасные южноамериканские муравьи, которые, двигаясь по джунглям сплошной стеной, уничтожают на своём пути всё живое, лояльно относятся к присутствию «квартиранта».

Лишь один вид амфисбен обитает в Европе. Это бурая двуходка, живущая на Пиренейском полуострове. Она питается муравьями и многоножками, и в ней трудно заподозрить потомка ядовитой двухголовой твари из Ливийской пустыни.

 
 
   

© 2008 "Журнал Дивеса"



Создать форум © iboard.ws Видеочат kdovolalmi.cz