Химеры Мира
Фантазия жителей античной Эллады наделила амфисбену двумя головами, которые венчают оба конца её тела. При всей «эксклюзивности» этого существа у него нашлись подражатели в природе.
КОМУ КОМАНДОВАТЬ «ПАРАДОМ»?
Согласно древнегреческим мифам, амфисбена – змея, её название в переводе с языка современников и соотечественников Гомера означает «ходящая в обе стороны». Как и других ползучих ядовитых тварей, эту рептилию породили капли крови горгоны Медузы, просочившиеся на землю из сумки героя Персея, где лежала отрубленная им голова свирепого чудовища.
Из древнегреческих источников амфисбена попала в «Естественную историю» римлянина Плиния Старшего. В своём труде учёный описывал двухголовую змею как реальное животное и даже пытался объяснить причину появления на свет рептилии со столь необычной внешностью. По мнению Плиния, у амфисбены было так много смертоносного яда, что он не мог уместиться в одной голове. Пришлось обзавестись второй.
В исторической поэме «Фарсалия» придворного поэта императора Нерона Марка Аннея Лукана с амфисбенами сталкивается римская армия в ливийской пустыне. При приближении идущих по песку солдат каждая страшная тварь поднимает сразу обе ядовитые пасти.
Иметь такую «двухстволку», разумеется, очень полезно в тех случаях, когда надо на кого¬то напасть или от кого¬то защититься. Ну а в мирной жизни, где столько соблазнов и искушений? Как выбрать маршрут движения и не превратиться в канат, который тянут в противоположные стороны две команды? Какую из голов в данный момент считать «старшей по званию»? Не отвечая на эти вопросы, античные авторы лишь сообщают о том, как амфисбена перемещается в пространстве. Она засовывает одну голову в пасть другой и, превращаясь таким образом в обруч, катится в нужном ей направлении. С технической точки зрения решение, несомненно, остроумное, но ситуацию с субординацией голов эта подробность не проясняет.
Ближе подошли к решению данной проблемы средневековые схоласты. В бестиариях того времени можно увидеть изображение очень странного существа. Тело у него птичье. На одном конце туловища, судя по расположению крыльев и лап, переднем, находится голова. Её «двойник» вырастает из длинной шеи, заменяющей хвост. Передняя голова кусает заднюю. Создание названо амфисбеной. Кто в «доме» хозяин, теперь вроде бы понятно, но уж больно не похожа эта тварь на нашу героиню. Впрочем, подобные метаморфозы при переходе животных из античного «зоопарка» в средневековый – явление не столь редкое. Вспомним хотя бы земляка амфисбены – василиска, который, живя в Ливийской пустыне, тоже был змеёй, а потом обзавёлся петушиными ногами и крыльями. Да ещё и записался в родственники к горластому вестнику утра.
Нельзя сказать, что в существование двухголового монстра – в змеином или птичьем вариантах – верили все учёные мужи. К примеру, один из выдающихся умов европейского Средневековья, философ и естествоиспытатель Альберт Больштадтский, или, как его ещё называли, Альберт Великий, живший в XIII веке, считал враньём все рассказы об амфисбене.
Однако точку здесь поставил в XVII столетии английский врач и мыслитель Томас Браун. Отрицая возможность пребывания на Земле экзотической твари, доктор приводил простой до гениальности аргумент. Амфисбен не бывает, писал он, поскольку животное с двумя передними концами тела в соответствии с законами природы не в состоянии двигаться.
МОНСТР В КОМПАНИИ С МАДОННОЙ
Согласитесь, трудно представить себе двухголовую ядовитую тварь, украшающую стены христианского храма. Хотя, если разобраться, средневековая архитектура знает подобные примеры. Скажем, собор Парижской Богоматери служит пристанищем для множества скульптурных химер. Правда, амфисбены среди них нет. Она облюбовала другой, не менее знаменитый шедевр готики – собор Святого Стефана в Вене. Обитателя Ливийской пустыни поместили на северном портале храма в XIV веке как символ бдительности. Химера словно хочет сказать людям: «Удвойте внимание, ибо дьявол повсюду».
В главном соборе Австрии амфисбена делит кров с Мадонной всех слуг. Это одна из самых красивых культовых скульптур Европы. Однажды каменное изваяние Святой Девы защитило молодую служанку, которую хозяева несправедливо обвинили в воровстве. Заступиться за девушку было некому. Статуя Богоматери в Штефансдоме, как называют свой храм венцы, стала её последней надеждой. Она горячо помолилась Пречистой, и на другой день невиновность горничной была чудесным образом доказана. И сейчас у милостивой Мадонны нередко просят заступничества, только вместо служанок приходят в основном бэбиситтеры и операторы ресторанов fast food.