Бодхисаттва Авалокитешвара
Бодхиса́ттва, Бодхиса́тва, Бодиса́тва
(санскр. बोधिसत्त्व, bodhisattva?; пали bodhisatta, буквально, «существо, стремящееся к пробуждению») — в буддизме человек (или иное существо), который принял решение стать Буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений — сансары и спасти все живые существа от страданий
Бодхиса́ттва
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12009-07-06 21:50:40
Поделиться22009-07-06 21:52:24
«Бодхисаттвы»
Бодхисаттва
Авалокитешвара
Бодхисаттва Самантабхадра
Гуаньинь
Курукулла
Манджушри
Махакала
Праджняпарамита
Раджниш, Чандра Мохан
Тара (бодхисаттва)
Хаягрива
Чинтамани
Поделиться32009-07-06 21:55:29
Бодхисаттва в раннем буддизме
Образ Бодхисаттвы появился уже в раннем буддизме. Путь бодхисаттвы прошли Будды прошлого и Шакьямуни — Будда современного периода. Кроме того, почитается бодхисаттва Майтрейя (пали Меттейя), который в будущем родится среди людей и станет Буддой, и его приход станет золотым веком.
Учение тхеравады не рассматривает специального пути бодхисаттв как практики, однако использует сходные практики метты развития любви и сострадания ко всем живым существам. Метта является важной практикой для достижения нирваны — полного освобождения от аффектов и прекращения перерождений, выхода из сансары, но не в смысле обретения полного всеведения.
Бодхисаттва в Махаяне
Махаяна придаёт большое значение практике бодхисаттв. С позиции Махаяны бодхисаттва — тот кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ. Путь Бодхисаттвы начинается с принятия обетов, этот путь считается доступным каждому.
С этой точки зрения те теоретические или практические школы, которые проповедуют только цели личного спасения (шраваки и пратьекабудды) называются «хинаяной», или «малой колесницей». Сама же «махаяна» называется «великой колесницей». (Ещё одно название — «бодхисаттваяна», «колесница бодхисаттв».) Любой буддист, даже мирянин, может породить в себе бодхичитту — устремлённость к Пробуждению: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!». Основа бодхичитты и вообще махаяны — сострадание к живым существам, мучающимся в колесе перерождений, стремление всех их привести к нирване. Те, кто способен не только породить и сохранить в себе эту устремлённость, но и развивать её, дают обет бодхисаттвы перед своим гуру и приступают к практике шести парамит — уровней, качеств бодхисаттвы:
дана-парамита — совершенство даяния;
шила-парамита — совершенство нравственности;
кшанти-парамита — совершенство терпения;
вирья-парамита — совершенство усердия, мужества;
дхьяна-парамита — совершенство созерцания;
праджня-парамита — совершенство мудрости.
В этом смысле бодхисаттвой может быть назван каждый махаянист, практикующий бодхичитту.
Но в более узком смысле бодхисаттвами называют бодхисаттв-махасаттв (великих существ) — мифологизированных, а чаще чисто мифологических персонажей махаянского пантеона. Таковы Авалокитешвара — бодхисаттва сострадания, Манджушри — бодхисаттва мудрости, Тара — женщина-бодхисаттва, превратившая свою женственность в средство спасения живых существ, и многие другие. В народном буддизме эти великие бодхисаттвы-махасаттвы воспринимаются как податели мирских благ, но для серьёзно практикующих людей сохраняют своё значение руководителей и помощников на пути Пробуждения.
Бодхисаттва в эзотерике Нью-Эйдж
По мере проникновения индуизма и буддизма на Запад, многие понятия из этих религиозно-философских доктрин проникли в различные направления эзотерики и Нью-Эйдж. Не стал исключением и термин Бодхисаттва. Бодхисаттва в эзотерическом контексте – это существо, которое, став святым, решает переродиться среди обычных людей, чтоб помочь и им достичь просветления.