Это места нашего семейного отдыха, на выходные и праздничные дни.
в пару километрах, от этого красивого пляжа находится деревня - ФАРАДИС,
где живут наши родственники, и дом дедушки бабушки.
כפר הנופש דור
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12009-06-06 19:24:43
Поделиться32009-06-06 19:44:25
«И был царь Шеломо (Соломон) царём над всем Исраэйлем… И было у Шеломо двенадцать правителей над всем Исраэйлем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; (один) месяц в году каждый должен был доставлять продовольствие. И вот имена их… Сын Аминадава – над всей областью Дора, Тафат, дочь Шеломо, была его женою», — читаем мы в 1-й книге Млахим (3-я кн. Царств, гл. 4:1,7, 11). Происходило это в 9-м веке до н. э, когда поселение Дор уже находилось в пределах Израильского государства. А завоёвано оно было, согласно библейской традиции, за четыре столетия до времени царствования Соломона, после того, как израильский военачальник Иисус Навин (Иегошуа бин-Нун) разгромил объединённое ханаанское войско, в состав которого входили и солдаты правителя Дора. Впоследствии город оказался под властью одного из «народов моря», называемого учёными чекерами. Об этом мы знаем благодаря папирусу, найденному в 1891г. в Северном Египте. Датируется он Х-м веком до н. э., открыл его русский египтолог В. Голенищев, и хранится этот уникальный документ в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В нём рассказывается о поездке египетского купца Ун-Амона в финикийский город Библ для покупки древесины, предназначенной для строительства священной ладьи «царя богов» Амона-Ра. Много любопытного можно узнать из этого замечательного древнего документа, но, т.к. нас интересует определённая тематика, отметим то, что имеет отношение к Дору. Так вот, когда по дороге в Финикию, Ун-Амон остановился в Доре, он обнаружил исчезновение «5 дебенов золота и 31 дебена серебра (что составляет по современным меркам около 500 граммов золота и почти три килограмма серебра)». Незадачливый путешественник обратился к правителю Дора, который до этого его прекрасно принял, обеспечив хлебом , вином и мясом (правда за весьма немалое вознаграждение), с требованием возмещения убытков. Проведя расследование, местная «морская полиция» определила, что кражу произвёл один из членов команды торговца, после чего власти совершенно логично и законно отказали Ун-Амону в помощи, мотивируя тем, что виновником был не их подданный… Затаив обиду на алчного правителя Дора, египетский купец решил, что на обратном пути он не заплатит ему положенную пошлину за провоз товара мимо его порта. Узнав об этом, царь чекеров выслал в Библ эскадру из 11 кораблей, которые закрыли выход из бухты, и потребовали выдачи египтянина. Правитель Библа, уже получивший свой куш в этой сделке, пытался утешать Ун-Амона, но и наживать себе новых врагов не желал. Стремясь избежать ссоры и с египтянами, и с царём Дора, он обратился к последнему с предложением: «Я не могу пленить посланца Амона в моей стране. Дайте мне отправить его, а потом преследуйте, чтобы задержать». Проведав о кознях дорского сатрапа, египетский купец немедленно отправился в путь, попал в шторм, и с трудом добрался до Кипра. На этом папирус обрывается, но, видимо, он как-то вернулся на родину. Иначе не появился бы этот забавный исторический документ…
В последующие столетия Дор с его замечательной гаванью неоднократно переходил из рук в руки. Здесь властвовали ассирийцы и финикийцы, греки, римляне, византийцы, иудеи, крестоносцы, арабы. Своим процветанием в древние времена он был обязан не только наличию порта, но и местонахождением на торговом пути из Египта в Ливан, а также производству знаменитой пурпурной краски, изготавливаемой из местных улиток. Вот уже почти столетие идут здесь археологические раскопки, в ходе которых были найдены следы города ханаанцев, остатки храма, театра и терм времён римского владычества, раскопана церковь византийского периода, различные портовые сооружения, а на холме можно увидеть развалины замка крестоносцев. Многое из того, что было обнаружено в ходе исследований, можно увидеть в музее кибуца Нахшолим в здании, служившем некогда фабрикой по производству бутылок. И вот о нём-то и пойдёт речь далее.
А начнём с того, что к концу 19-го века на месте древнего Дора находилась арабская деревня Тантура, жители которой, в основном, промышляли грабительскими набегами на проезжающих по приморскому шоссе. Напротив неё, на вершине горы Кармель, в 1882г. появилось еврейское поселение Заммарин, получившее вскоре наименование Зихрон-Яаков в честь Яакова — отца барона Биньямина де Ротшильда, ставшего, в свою очередь, патроном этого городка. В том же году французский филантроп основал в Зихрон-Яакове завод по производству вина «Кармель Мизрахи», а заодно решил неподалёку построить фабрику по изготовлению бутылок, в которые надо было бы эту горячительную продукцию разливать. Для этой цели он и пригласил Меира Дизенгофа — инженера-химика, получившего соответствующее образование в Париже, и прошедшего специализацию на заводе по производству стекла в Лионе. Стоит напомнить, что М. Дизенгоф – уроженец местечка Акимовичи, что в Бесарабии, аттестат зрелости он получил в Кишинёве, военную службу проходил в Житомире, а, оказавшись впоследствии в Одессе, примкнул к партии «Народная воля». Вскоре он был арестован, и, пережив в тюрьме глубокий душевный кризис, выйдя на свободу, решил посвятить свою жизнь еврейскому народу. Он присоединился к кишинёвскому отделению движению «Ховевей Цион», а в 1889г. уехал в Париж, где, собственно и познакомился с бароном Ротшильдом. Этот парижский мечтатель вынашивал грандиозные планы превращения района Зихрон-Яакова в центр еврейской жизни Земли Израиля. Кроме производства вина, он открыл здесь фабрику по изготовлению духов (сегодня в её помещении находится винодельня «Биньямина»), собирался построить порт (благо традиции мореходства в этих местах достаточно древние), и, как уже говорилось, горел желанием наладить производство «стеклотары» для вин.
Прибыв на место, и обследовав окрестности, неудавшийся народоволец, но гордый своей миссией М. Дизенгоф, пришёл почему-то к выводу, что местные пески вполне подходят для осуществления задания барона, а древнюю гавань можно запросто превратить в современный морской порт. По его мнению, жители криминальной Тантуры с удовольствием переквалифицируются в рабочих-стекольщиков, расположение рядом винзавода «Кармель Мизрахи» сведёт к минимуму транспортные расходы, а проходящая неподалёку торговая трасса Яфо – Хайфа (правда, почти двухтысячелетней давности) будет способствовать удобному снабжению нового предприятия всем необходимым. И вскоре на морском берегу рядом с древним городищем выросло двухэтажное здание «Стекольного завода Тантура около Хайфы» (так это предприятие значилось в официальных документах). Возле него разместились конюшни, склады, административный корпус, дом для рабочих, школа, научная лаборатория. Последняя местными жителями почему-то сразу же была принята за… аптеку. А т. к. лекари в конце 19-го века принимали своих пациентов, как правило, в аптеках, к химику М. Дизенгофу начали приходить за врачебным советом больные из окрестных арабских деревень. А когда ему с помощью небольшой порции хинина удалось вылечить от лихорадки заводского сторожа Юсуфа, отбоя от пациентов уже не было.
Прошло, однако, совсем немного времени и у молодого предприятия начались проблемы. Оказалось, что нет в стране специалистов по производству стекла: пришлось пригласить их из Чехии, но те отказывались работать за предложенную зарплату, а секреты своего мастерства местным не раскрывали. Далее начались трудности с организацией производства: материал для обжига привозили из Франции, уголь из Германии, соду из Египта, а когда оказалось, что из местного сырья изготовить прозрачное стекло не удаётся, пришлось и песок завезти бельгийский. Немалых денег стоила и покупка кораблей для доставки всего перечисленного и строительство для их швартовки специального пирса. В конце концов, стало ясно, что дешевле экспортировать вино в бочках, а в особых случаях — в использованных бутылках, или в привезенных из Франции. Но самой главной проблемой оказалась малярия, которая буквально лишала предприятие его работников. Главный врач больницы в Зихрон-Яакове Г. Йоффе (Яффе) писал в 1894г. барону Ротшильду: «Я обращаюсь к вам с просьбой обратить внимание на положение в Тантуре. Каждый день оттуда к нам привозят тяжёлых больных, а некоторых уже и без сознания. Я и мой помощник ездим в Тантуру не менее трёх раз в неделю, и каждый раз мы находим там всё новых и новых больных. Я слышал, что в ближайшее время начнёт действовать фабрика в Тантуре, и я очень опасаюсь последствий этого шага. По моему мнению, очень опасно держать большое количество работников в этом месте, хуже которого нет в стране, особенно летом». Год спустя после открытия, большинство рабочих покинули фабрику, а когда подхватила лихорадку беременная жена Дизенгофа Цина, и этот незадачливый горе-специалист по производству стекла, уехал с ней в Париж. Правда, десять лет спустя он вернулся в страну, чтобы вскоре стать первым мэром нового еврейского поселения на берегу Средиземного моря – Тель-Авива. И в этом качестве М. Дизенгоф достиг гораздо более впечатляющих успехов. Что же касается осиротевшего стекольного завода, то надо отметить, что наиболее ценное его оборудование было по дешёвке перекуплено торговцем из Александрии, а всё оставшееся, включая черепицу с крыши, оконные рамы, стёкла, двери разграблено жителями окрестных арабских поселений. И лишь прочный каменный каркас здания, выполненный из обработанного особым способом песчаника, остался предоставленным воле ветров, дождей и морских волн…
В 1948 г. жители Тантуры, как уже говорилось, большие специалисты по разбойным нападениям на проезжающих по приморскому тракту, в ходе боёв за независимость государства Израиль, оставили свои дома. Вскоре здесь появились два еврейских поселения: мошав Дор и кибуц Нахшолим. Через некоторое время в последнем организовывается всеизраильский центр подводной археологии. А затем пришло время и неудавшемуся детищу Ротшильда и Дизенгофа превратиться в музейный комплекс под названием «Мизгага» («Стекольный завод»), рассказывающий о находках, обнаруженных археологами на дне Средиземного моря. Сегодня в его экспозиции – древние каменные якоря, амфоры, пифосы и другие сосуды для хранения и перевозки на кораблях продукции, производимой жителями средиземноморья. Мечи, копья, стрелы и другое оружие эпохи крестоносцев свидетельствуют о бывшем здесь некогда крупном укреплении «рыцарей воинства Христова». В залах музея можно увидеть макеты кораблей, а также светильники, фигурки греческих и римских богов, древние стеклянные изделия, найденные на морском дне. Особое место занимает выставка, посвящённая походу на Святую Землю в 1799 году Наполеона Бонапарта. Было известно, что при отступлении из Палестины французский полководец затопил свою артиллерию в Средиземном море. Последние находки археологов подтвердили эту версию. На глубине нескольких метров в районе кибуца Нахшолим были найдены пушки, лафеты орудий, ядра. Часть этих находок и демонстрируется в музее.
Следует также отметить, что при кибуце действует центр по обучению подводному плаванию и подготовке специалистов в области морской археологии. А, кроме того, каждый желающий под руководством опытного инструктора может совершить захватывающее погружение в морские глубины, где его ждёт неповторимый животный и растительный мир Средиземного моря, а также встреча с затонувшими кораблями, некогда заходившими в старинную гавань Дора. А в нескольких километрах севернее кибуца Нахшолим расположен природный заповедник «Хоф Дор-а-Боним». Здесь можно совершить замечательные пешие прогулки по маршрутам, отмеченным Обществом охраны природы, отдохнуть в тамарисковой роще, искупаться в ваннах, выдолбленных в скалах ещё в римские времена, познакомиться со своеобразной флорой и фауной этого очаровательного уголка средиземноморского побережья.
из источников интернета.