Основные Ноэтические Дискурсы
Ноэтическая Динамика исходит из того, что человек является сложной многомерной системой, понять, которую возможно, только если ее рассматривать самые разные стороны и уровни – умственную, эволюционную, телесную, включая его мышление со всеми его видами, речь, мотивацию, систему ценностей, эмоции, восприятие, мозг и, наконец, внимание. Основные дисциплины и теоретические дискурсы, входящие в эту систему, таковы:
1. СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА (Spiral Dinamics) – теоретическая и прикладная модель человеческого развития, созданная на основе теории американского психолога, ученика А.Маслоу Клэра Грейвза. Она описывает скрытые коды, которые формируют внутреннюю природу личности и ведут к изменению отдельных людей и организаций, помогая их эволюционному развитию и движению по лестнице ценностей. Согласно теории ее создателя американского психолога К. Грейвза, человеческая природа развивается как движение от одного сбалансированного состояния уровня к другому. Каждый последующий уровень добавляет к предыдущему новые элементы. Конфликты и проблемы, возникающие у людей, нередко порождены тем, что люди относятся к разному спиральному уровню развития. Создатели этой модели утверждают, что человек – это открытая, непрерывно изменяющаяся и развивающаяся система, адаптационные возможности которой неограниченны. Спиральная Динамика – это система, которая соединяет прагматические и духовные ценности, помогает понять, почему люди думают и действуют определенным образом, и также позволяет более эффективно выстроить контакты и взаимодействия с представителями каждого уровня. Можно назвать Спиральную Динамику наукой о человеческом совершенствовании и принципах успешной коммуникации.
2. МИМЕТИКА (Memetics) – наука, появившаяся на свет с целью изучения мимов (memes), которые считаются единицей передачи культуральной информации. Мимы сравниваются с микроорганизмами, которые овладевают мозгом, подобно тому, как вирусы захватывают заболевший организм. Мимы, принимая форму идей, образов, явлений моды, стилей общения, убеждений, проникают в сознание людей, готовых к их восприятию и меняют поведение. Бывают позитивные, негативные, нейтральные мимы, а также так называемые валео-мимы, связанные с ценностными убеждениями человека (в этой части Миметика и Спиральные Динамики пересекаются). Человек, осознавший какими мимами он руководствуется в своем поведении, получает возможность отказаться от негативных мимов, поставить надежные фильтры, защищающие от проникновения в его сознание любых нежелательных ментальных вирусов. В то же время он может настроиться на восприятие позитивных мимов, которые способны изменить его убеждения и программы поведения…
3. ТЕОРИЯ КОМПЛЕКСНЫХ АДАПТИВНЫХ СИСТЕМ (Complex Adaptive Systems) созданная Мюреем Гелманом (нобелевским лауреатом по теории кварков) и Джоном Холандом (отцом теории генетических алгоритмов – оба из Санта-фе, США) помогают видеть человеческое поведение, индивидуальное и коллективное сознание как сложные системы разного уровня, каждая из которых имеет внутри себя определенный набор элементов. От взаимодействия этих элементов зависит вся динамика системы, ее внутреннее состояние, характер общения с себе подобными системами, и степень адаптированности к внешней среде. Чем сложнее и глубже связи элементов системы между собой, тем лучше она адаптирована к внешнему миру. Для человека это означает, что он должен владеть искусством саморегуляции, быть целостным и хорошо сбалансированным существом.
4. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА (Cognitive Linguistic), основателями которой были такие ученые как Н. Хомский, Дж. Лакофф, Л. Талми, И. Филмор и др., – дисциплина, позволяющая осознать языковые особенности человека и понять как его, его речь и высказывания влияют не только на поведенческие и коммуникативные стороны его жизни, но и на внутренние психологические процессы и состояния. Понимание речи - ключ к пониманию человека, а особенности синтаксического строения его языка свидетельствуют о его намерениях, личностных особенностях и степени интегрированности его психических структур. Меняя характер языковых высказываний (например, «вы-высказывания» на «я-высказывание» или наоборот), человек получает возможность усиливать свое влияние на других людей, а работая с аффирмациями (положительными словесными утверждениями) он начинает влиять на самого себя, свою эмоциональную динамику и мозговые процессы.
5. ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОЙ РАЗУМНОСТИ (Multiple Intelligence), разработанная в конце ХХ столетия Говардом Гарднером, а также Безаном и Д.Големаном, утверждает, что человек обладает не одним-единственным общим интеллектом, но целой палитрой многих интеллектуальных способностей: математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный виды интеллекта. Каждый из этих видов интеллекта имеет свою структуру, функции, язык и особый потенциал для развития. Интегрируя разумности в единое целое, человек получает мощные импульсы для саморазвития и повышает суммарный потенциал своего интеллекта во много раз.
6. МОДЕЛЬ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СОЗНАНИЯ (Self-Identity Model), была разработана в результате совместных контактов Лаборатории «умных психотехнологий» с основателем Теории Процесса А.Янгом, автором модели эволюции сознания Т. Мак-Кенной и творцом НЛП Р. Бендлером. Она раскрывает механизм и процесс развития «Я» человека, которое проходит по жизни через множество самоидентификаций. Каждая серьезная смена – это переход на другой уровень человеческого существования, где человек ведет себя по-иному, чем раньше, и где у него по-другому протекают все процессы – от поведенческих до мозговых. Невозможно эволюционировать и продвигаться вверх по спиральным ступеням, сохраняя одну и ту же идентификацию. Подлинная Самоидентификация – всегда охватывает все уровни и этажи человеческой психики, включая мыслительный, эмоциональный и физический уровень.
7. НЕЙРОНАУКИ – комплекс дисциплин, изучающих работу головного мозга, происходящие в различных мозговых отделах, и невральных путях, а также механизм функционирования нейросемантического контура сознания, связывающего физический и психический смысловой аспекты реальности. Открытия, сделанные наукой в последнее десятилетие ХХ века, кардинальным образом изменили представление о мозге и многих психических процессах – восприятии, внимании, памяти, что позволяет по-новому взглянуть на природу сознания.
Основателями нейронауки были такие ученые как Дональд О. Хебб, Карл Лешли, Пьер-Поль Брок, и другие исследователи, изучавшие такой богатейший предмет, как человеческий мозг, который содержит более 100 миллиардов нейронов, что приблизительно соответствует количеству звезд в Млечном пути. Основная проблема, которая стоит в центре внимания нейронауки – дихотомия психики и тела, или жизнь людей в двух различных мирах — физическом и психическом.
8. НОВАЯ ФИЗИКА И КВАНТОВЫЕ ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ – В своем стремлении постичь закономерности эволюции сознания ноэтика опирается на новую физику, использующую неклассические квантовые теории сознания. Согласно квантовым представлениям сознание по своей природе не локально и не привязано к одному местоположению — головному мозгу человека. Квантовая картина мира существенно отличается от классической, где она существует объективно, а ученый-экспериментатор может получить информацию о состоянии и параметрах физической реальности. Если пытаться измерить квантовую реальность, то через какое-то время измеряющий убеждается, что данная реальность создается в процессе измерения самим наблюдателем и целиком зависит от его положения. Причем в данном случае в сознании наблюдателя рождается образ или картина всего лишь одной из многих классических реальностей. Создавая в своем сознании все более совершенные образы и картины мира, человек может эволюционировать в направлении интеграции с глубинным уровнем единой реальности. Проникая сквозь слои вселенной, согласно представлениям психологов-эволюционистов состоящей из множества масок и одной «фундаментальной реальности» или сущности человек в конце концов постигает Единое Лицо этой вселенной, скрывающейся за масками.
Среди ученых и мыслителей, внесших свой вклад в создание квантовой теории сознания следует отметить таких авторов как Дэвид Бом, Роберт А. Уилсон, Стивен Х. Волинский, Фритьоф Капра, Руперт Шелдрейк, Арнольд Минделл, Роджер Пенроуз, Карл Прибрам. Дэвид Бом в своей работе «Целостный и подразумеваемый порядок» выдвинул идею скрытых переменных факторов, проявляющихся в процессе развертывания четырехмерного континуума из свернутого состояния. Эволюция сознания по Бому – процесс противоположный вселенскому развертыванию, она предполагает возвращение сознания к имлицитному или свернутому изначальному состоянию. Идеи Бома вдохновили нейрофизиолога Карла Прибрама на создание голографической модели работы головного мозга. Стивен Х. Волинский выдвинул идею квантового скачка сознания с однгого уровня на другой, который совершает сознание по мере его движения по эволюционной лестнице. Фритьоф Капра в своей работе «Дао физики» проанализировал основные космогонические представления прошлого, и сопоставив их с сегодняшними теориями физики показал единство древнего и современного взгляда на мир. Руперт Шелдрейк с его идеей морфогенетических полей, связывающих человеческий разум с другими процессами реальности через полевые клеточные структуры и Арнольд Минделл, физик по образованию, расширивший представления о восприятии благодаря идее первичных (осознаваемых) и вторичных (неосознаваемых и посылающих сигналы) процессов также работают в русле квантовых представлений и следовательно внесли очень большой вклад в развитие ноэтики.
Ноэтика интегрирует лучшие наработки новой физики и квантовой теории сознания, помогающей глубже понять механизм духовной эволюции человека.
9. ЭВОЛЮЦИОННАЯ БИОЛОГИЯ – Еще одним важным дискурсом ноэтики является эволюционная биология – направление науки, изучающей механизмы, законы и пути, по которым происходит развитие биологических систем. Поскольку эволюция человеческого сознания неразрывно связана с состоянием человеческого организма и тела, воспринимаемого древними системами совершенствования как кристаллизованный дух очень важно понять, каким образом это тело развивалось и какую подготовительную работу по его созданию производила природа. Эволюционная теория опирается на знание истории развития живых организмов и понимании каким образом в течении длительного периода происходило их приспособление друг к другу и к окружающей среде. Эволюционная биология помогает увидеть, каким образом все живые организмы, включая нас с нашими телами, стали такими, какие они есть на сегодняшний момент. Это направление науки позволяет понять место человека и человечества во всем бесконечном спектре путей планетарной эволюции.
Эволюционная биология оплодотворила своими идеями и взглядом на развитие живых систем самые различные области биологической науки. Это, прежде всего, молекулярная биология, физиология, экология, биология развития, генетика. Работы Ламарка, Ч. Дарвина, Г.Менделя, С. Четверикова, Р. Фишера, Дж. Холдейна, С. Райта, Э. Майра, Дж. Симпсона, И. Шмальгаузена внесли огромный вклад в развитие эволюционной биологии, высшим достижением которой принято считать синтетическую теорию эволюции. Работа Р. Докиунза «Эгоистический ген», которая ввела в научный оборот понятие мимов, глубинных образов сознания, своего рода культурно-информационных генов придала новый импульс развитию эволюционной биологии.
10. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – наука, создателями которой были такие ученые как Дж. Палмер, Л. Палмер, Л. Космидес, Д. Туби, изучающая адаптивное значение поведения и объясняющая как развивались во времени различные модели поведения. Она уделяет большое внимание, исследованию природы нервной системы, рассматривая тело и мозг не как органы, а как функции, состоящие из большого набора функциональных систем. Их главное свойство, выполняющее в организме свою конкретную функцию и выработанное в ходе эволюции, данное направление науки предлагает считать адаптацией. Поскольку многие органы человека были сформированы в далекой древности, сегодня, когда изменились условия жизни, человек не может рассчитывать на то, что они будут эффективно выполнять свои функции. Потому в соответствии с изменившейся средой человек, желающий адаптироваться к новым условиям должен развивать и тренировать новые функции организма и психики. Ноэтический Человек – это, прежде всего человек, хорошо адаптированный, как на биологическом, так и на психологическом уровне.
11. НАУКА СЧАСТЬЯ – особое направление в психологии, получившая большое распространение на Западе в конце прошлого века и связанная с именами таких психологов как Михай Чиксентмихайи, автор целого направления саморазвития «Учение о потоке» и управляемом вдохновении, Мартин Салигман, один из лидеров современной позитивной психологии, ученые Клод Уоллис, Эд Динер Роберт Райт, Сони Любомирская, Ричард Дэвидсон, Брайн Кнютсон и другие мастера. В противоположность психоаналитическим школам, сосредоточенным на изучении негативных эмоций и работе с ними наука счастья предлагает искать выход из кризисов и проблем, приумножая положительные эмоции. Открытия, сделанные в большинстве психологических исследований, показали, что нет прямой механической зависимости между материальными и финансовыми факторами жизни человека и степенью его удовлетворенностью жизнью. Исследования показывают, что самые счастливые люди живут не в самых богатых странах мира. Наука счастья и позитивная психология работают над изучением набора факторов, в наибольшей степени порождающих у человека позитивное ощущение и помогающих справиться с привычкой мрачно смотреть на мир. Для Ноэтики особую важность приобретает не просто повышение степени удовлетворенности человека своей жизнью, но изучение самого феномена самых тонких и высоких переживаний человека – таких как радость, восторг, ощущение полноты бытия и факторов, практически укрепляющих позитивные эмоциональные состояния.
12. ВОСТОЧНЫЕ, ЗАПАДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА, направленные на расширение сознания, этическую работу над собой, улучшение психологических и душевных качеств, пробуждение скрытых ресурсов организма и психики, раскрытие глубинного потенциала личности, непрерывное совершенствование собственной природы. В отличие от эволюционной психологии, изучающей взаимодействие организма с внешней средой, системы духовной эволюции занимаются внутренним миром человека и проблемами трансформации его глубинных свойств. Наиболее яркими системами, оставившими большой след в мировой духовной культуре являются: религиозно-философские учения Анри Бергсона, Тейяра де Шардена, духовный синтез, развиваемый в представлениях теософии (Елена Блаватская, Анни Безант), Агни Йоги (Николай и Елена Рерихи), Интегральной Веданты (Шри Ауробиндо и его сподвижница Алфасса Ришар), а также ступени эволюции сознания, описанные разными русскими мистиками – например, Даниилом Андреевым и Георгием Гурджиевым.
Несмотря на отличия в терминах, категориях и самих подходах, системы духовной эволюции объединяет общее мировоззрение. Его суть в том, что движение к совершенству составляет глубинную основу человеческого существа и буквально встроено в структуры и функции мозга и нейросемантической контур сознания. Помимо подробно изложенной теории, каждая из упомянутых систем обладает и богатой духовной практикой, точное следование которой приносит человеку желанные плоды. Ноэтика интегрирует; вбирает в себя идейную и практическую квинтэссенцию каждой системы, перерабатывая и переводя ее на современный язык.
Идея эволюции человеческого сознания, лежащая в основе Ноэтики буквально пронизывает каждую из перечисленных дисциплины, предлагает смотреть на человека через призму его Назначения и Высокой Миссии – с позиции целостности, движения и развития. Эволюционный подход позволяет включить в содержание Ноэтики весь сакрально-мистический опыт, накопленный человечеством на протяжении истории, включая мудрость религий, эзотерических учений, пророков, святых, духовных мастеров Востока и Запада. Этот опыт, все более серьезно изучаемый современной наукой, нуждается в серьезном осмыслении, что возможно лишь в случае привлечения новой интегральной парадигмы, содержащейся в Ноэтическом взгляде на мир.