<<настрой - КИ >> ш а л о м, хавер !

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » <<настрой - КИ >> ш а л о м, хавер ! » ГРАНИ САМОПОЗНАНИЯ » НОВАЯ ПОЗИТИВНАЯ психология


НОВАЯ ПОЗИТИВНАЯ психология

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

НОВАЯ
ПОЗИТИВНАЯ
  психология

МАРТИН         СЕЛИГМАН

Трансцендентность

Без нас эта Вселенная проста,
подчинена тюремному порядку.
Вращаются галактики по заданному кругу,
И гаснут звезды в определенный час,
Вороны поворачивают к югу, а стаи обезьян вступают в брачный гон.

Но мы, кто миллионы лет назад
Был создан по тому же образцу, —
мы знаем, в чем ошибка.
И мы сумеем изменить себя
И, руки протянув через решетки,
Аруг друга вызволить из плена.

И пусть киты, питаясь мелкой рыбой,
Заточены во глубине морей,
Мы взбираемся на гребни волн
И глядим вниз с облаков.
Марвин Левин, из сборника


Последние полвека наука психология, по существу, занима лась одной-единственной проблемой — психическими расстрой ствами человека. И надо сказать, достигла на этом пути немалых успехов. Нынешним психологам и психиатрам немало известно о депрессиях, шизофрении, алкоголизме. Мы сумели выяснить, почему эти болезни возникают и как развиваются, какие био химические процессы происходят при этом в организме и какую роль в них играет наследственность. Найдены и способы лечения. По моим подсчетам, как минимум четырнадцать психических расстройств поддаются медикаментозному лечению и психоте рапии, причем два из них излечиваются полностью.
Увы, этот замечательный прогресс достигнут дорогой  ценой. Занимаясь исцелением больных, врачи-психотерапевты совсем забыли, что их помощь нужна и здоровым. Ведь люди хотят не только избавиться от недугов, им необходимо найти цель и смысл своей жизни. Если, подобно мне, по ночам вы размышляете о том, как, образно говоря, подняться с уровня плюс два до плюс семь, — вместо того, чтобы изыскивать способ от минус пяти доползти до минус трех и почувствовать себя хоть немного менее несчастным, —боюсь, традиционная психология вас разочарует. Пришло время создавать новую науку, изучающую позитивные чувства, чтобы помочь людям развить положительные свойства характера и достичь того, что Аристотель называл «благой жизнью».

В Декларации Независимости сказано, что каждый амери канец имеет право на счастье.
На полках любого книжного магазина вы найдете сотни книг о способах самосовершенство вания. Тем не менее, как свидетельствуют научные данные, современный человек не в силах сделать себя счастливее. Дело выглядит так, будто каждому из нас установлен некий предел, все заранее взвешено и рассчитано. Подобно тому, как сидящие на диете впоследствии вновь набирают вес, несчастливые люди лишь на короткий срок могут стать счастливыми, а счастливые недолго бывают несчастны.
К счастью, новые научные исследования свидетельствуют, что длительность «счастливых» периодов можно значительно увели чить. И здесь мы подходим к тому, чем занимается позитивная психология. Первая часть настоящей книги посвящена анализу положительных эмоций и способам их закрепления.
Распространенное убеждение, будто бы счастье мимолетно и неудержимо, — первое препятствие на пути к научным разра боткам (и, конечно, практическим результатам) в этой области. Вторым и более серьезным препятствием является убежден ность в том, что счастье и любые другие жизнеутверждающие настроения на самом деле обманчивы. Это распространенное заблуждение — насквозь прогнившая догма, в чем мой читатель, я надеюсь, вскоре убедится сам.
К разряду подобных прогнивших догм относится, к примеру, постулат о первородном грехе, который все еще находит сторон ников в нашем демократическом секуляризованном государстве. Элементы этой теории Фрейд привнес в психологию XX века, ухитрившись представить все высшие ценности цивилизации — включая мораль, науку, религию и технический прогресс — как результат искусственной защиты от проявлений детской сексу альности и агрессии. Мы пытаемся подавить эти проявления, якобы превращая их в энергию, которая и становится двига телем прогресса. Согласно Фрейду, я сижу за компьютером и пишу эти строки исключительно для того, чтобы подавить свое стремление насиловать и убивать, а также избавиться от других

первобытных инстинктов. Однако фрейдистская философия, сколь бы странной она ни выглядела в подобном упрощенном изложении, очень популярна среди психологов и психиатров, которые по сей день заставляют пациентов копаться в прошлом, выискивая негативные события, способные повлиять на склад личности. Успехи Билла Гейтса  последователи Фрейда объ ясняют ревностью к отцу, а гражданскую позицию принцессы Дианы — неприязнью к принцу Чарльзу и другим членам королевской семьи.
«Прогнившая догма» получила весьма широкое распро странение в искусстве и общественных науках. Приведу один пример из тысячи. Не так давно появилась документальная книга No Ordinary Time («Необыкновенное время») — захва тывающая история Бенджамина Франклина и Элеоноры Рузвельт, написанная известным политологом Дорис Кернз Гудвин. Оказывается, жена Рузвельта помогала чернокожим, бедным и инвалидам просто потому, что таким образом она «компенсировала самовлюбленность матери и алкоголизм отца». Похоже, автору не приходило в голову, что Элеонора Рузвельт могла руководствоваться обычными добрыми  побуж дениями. Такие мотивировки наших поступков, как доброта или чувство долга, многие психологи, а за ними и писатели вообще не принимают во внимание: по их мнению, в подоплеке обязательно должна быть спрятана какая-нибудь неблаговидная эгоистичная цель.
Думаю, можно заявить без преувеличений, что, при всей популярности этой догмы, не существует пока ни единого убе дительного доказательства тому, что в основе хорошего поступка обязательно лежит что-нибудь скверное. Уверен, что процесс эволюции в равной мере благоприятствовал появлению и достоинств, и недостатков, поэтому людей высоконравственных, добрых и способных помочь ближнему должно быть приблизи тельно столько же, сколько и тех, кто способен убить, украсть или живет только для себя. Этой двойственности человеческой натуры посвящена вторая часть книги.
Подлинное счастье

мы

обретаем, открывая в себе положительные качества,

развивая их и активно используя в своей работе, любви и повседневной жизни.

Позитивная психология покоится на трех столпах:

первый — изучение позитивных чувств,
второй — выявление положитель ных черт характера
и таких полезных особенностей, как интел лект и физическое развитие,
третий — исследование позитивных явлений и учреждений в обществе
(таких, как демократия и семья), которые способствуют развитию лучших человеческих свойств.

Надежда, любовь и доверие особенно необходимы в тяжелые времена.
В такие моменты поддержка позитивных институтов — демократии, семьи, свободной прессы — просто неоценима. В годину испытаний человек демонстрирует свои наивысшие добродетели: отвагу, цельность натуры, справедли вость, преданность и т. п.
Неужели в трудные времена облегчать страдания важнее, чем делать людей счастливее?
По-моему, как раз наоборот. Живя в бедности, впав в депрессию или оказавшись на грани самоубийства, человек все равно жаждет большего, нежели просто избавиться от своих мучений. Такой человек стремится — и нередко всей душой — к добродетели, цельности и обретению смысла жизни. С другой стороны, события, вызывающие положительные чувства , быстрее других средств изгоняют из нашей жизни болезни и огорчения. Как мы увидим на страницах этой книги, они прини мают на себя роль буфера между нами и нашими невзгодами. Именно они придают нам стойкость, поэтому все хорошие психотерапевты не просто лечат, а помогают людям выявить и развить в себе определенные достоинства.

Итак, позитивная психология считает, что выход есть всегда —
даже когда жизнь словно остановилась или кажется беспросветной.
Путь к спасению лежит по долинам радости к вершинам добродетели.

2

Добродетели

и достоинства —
свойства сугубо положительные, а потому вызы вают удовлетворение и повышают общий настрой.
Оптимисты счи тают беды явлением преходящим, исправимым и свойственным лишь определенной ситуации.
Пессимисты же уверены, что бедам не будет конца, что в результате у них ничего никогда не получится и исправить этого никак нельзя.

Чтобы выяснить, насколько оптимизм связан с долголетием, ученые клиники Майо в г. Рочестер (штат Миннесота) провели эксперимент, использовав данные о 839 пациентах, проходивших лечение сорок лет назад. Дело в том, что при поступлении в эту клинику пациенты обязательно проходят психологические тесты, в том числе и тест на оптимизм. Из общего числа паци ентов до 2000 года не дожили 200 человек, при этом долголетие оптимистов на 19 % превысило срок жизни пессимистов — результат, подобный тому, который мы наблюдали в случае с монахинями .
Но оптимизм — лишь одна из многих черт характера, помо гающих людям жить счастливо.
Джордж Вайан, преподаватель Гарвардского университета, всю свою жизнь посвятил изучению таких свойств личности. Он называет их зрелыми способами защиты. В число этих свойств входят альтруизм, способность не требовать мгновенного воздаяния за добрые дела, забота о будущем и юмор. Некоторые люди этими качествами не обла дают — по мнению ученого, они просто не становятся взрослыми, зато у других с возрастом зрелые способы защиты проявляются в избытке. Подопечные Вайана — почти все, кто учился в Гарварде с 1939 по 1943 год и еще 456 жителей Бостона (в основном — цен тра). Ученый начал свои наблюдения в конце тридцатых годов прошлого века, когда все эти люди были подростками, и про должает их по сей день, имея дело уже с восьмидесятилетними. По мнению Вайана, залог_долголетия — это стабильный доход, физическоездоротье и умение радоваться жизни. Так  называемые
«зрелые способы защиты» стали показателями долгожительства как в первой группе испытуемых (преимущественно белых про тестантов), так и во второй, смешанной. Из 76 членов второй группы (бостонцев), в молодости часто использовавших эти спо собы, 95 % и на склоне лет способны передвигать тяжелую мебель, колоть дрова, пройти пешком не меньше двух миль и подняться на третий этаж без особых усилий. А из 68 членов второй группы, никогда не проявлявших подобных качеств, только 53 % смогли справиться с этими заданиями.

Сколько же положительных свойств можно выделить у человека?

Позитивная психология отобрала только двадцать четыре
Но почему?
Согласно исследованиям, проведенным в 1936 году , для обозначения черт характера используются более 18 тысяч слов английского языка. Какие же из них нужно выбрать современным психологам и психиатрам, чтобы разра ботать новую систему, которая в позитивной психологии займет место, аналогичное общепринятой классификации умственных расстройств?

Храбрость, доброта, оригинальность?
Разумеется. А как насчет ума, абсолютного музыкального слуха или пунктуаль ности?

Три основных критерия отбора положительных харак теристик человеческого характера таковы:

• они должны признаваться у всех народов мира;
• цениться сами по себе, а не только как средства достижения
каких-то целей;
• они должны быть развиваемыми, а не сугубо врожден
ными.

Таким образом, выдающийся ум и абсолютный музыкальный слух исключаются, поскольку даются человеку от природы.
Пунктуальности можно научиться, но, как и музыкальный слух, она представляет собой лишь средство достижения какой-нибудь цели (например, повышения эффективности труда) и ценится далеко не в каждой культуре.

Традиционная психология упорно игнорирует добродетели,
зато религия и философия придают им большое значение.
Замечательно, что в учениях разных времен и народов пред ставления о человеческих достоинствах поразительно похожи друг на друга.
Конфуций, Аристотель, Фома Аквинский, кодекс чести самураев, Бхагавадгита и другие источники, расходясь в деталях, единодушно называют шесть основных добродетелей:
♦ Мудрость и знание
♦ Мужество
♦ Любовь и человечность
♦ Справедливость
♦ Умеренность
♦ Духовность

Конечно, каждая из этих основных добродетелей связана с целым набором положительных качеств. Мудрость, к примеру, помимо всего прочего включает в себя любознательность, жела ние учиться, оригинальность мышления и способность заглянуть в будущее или так называемую перспективность взгляда. Любовь предполагает доброту, великодушие, нежность, сочувствие и т. п.
Единодушие, проявляемое народами разных культур и эпох, явно не случайно и служит опорой для наших исследований.
В физиологии принято различать тоническую активность мышц, когда она отдыхает,
и фазовую, когда взрыв энергии заставляет мускулы напрягаться и работать. Большинство пси хологических исследований основаны на изучении тонической активности человеческой психики. Степень иптровертности, коэффициент интеллекта, депрессия или гневливость оценива ются в отрыве от жизненных испытаний, а затем психометрист пытается предсказать, как поведет себя испытуемый в экстре мальной ситуации. Но насколько эффективен такой подход? Позволяет ли высокий IQ сотрудника делать вывод о том, что он сумеет находчиво отреагировать на отказ клиента? Можно ли по особенностям тонической депрессии судить о том, как человек

будет чувствовать себя после увольнения?

Общий вывод гласит: вполне полагаться на тонические показатели нельзя.

Психолог способен предсказать очень многое, однако нередко люди с высоким интеллектуальным коэффициентом на поверку оказываются неудачниками, а многие обладатели низкого IQ отлично справляются с любыми проблемами. А воз-никают все эти ошибочные прогнозы потому, что тонические состояния вряд ли можно назвать даже предвестниками фазовых поступков.Этy неточность психологического прогнозирования я называю эффектом Гарри Трумэна. Последний долго прятался в тени, но после смерти Рузвельта, ко всеобщему удивлению, сде лал головокружительную карьеру одного из самых выдающихся президентов в истории Соединенных Штатов.

Умение использовать-обстоятельства — вот что в значи тельной степени определяет человеческий успех. В борьбе за выживание люди, обладавшие этим свойством, передавали его потомкам. Тонические характеристики — подверженность депрессии, продолжительность сна и объем талии — не играют в данном случае особой роли — разве что способствуют созда нию эффекта Трумэна.
Без сомнения, в каждом из нас заложены унаследованные от предков способности, о которых мы и не подозреваем, пока обстоятельства не заставят их проявиться. Доброта, любопытство, преданность и духовность относятся к тоническим свойствам: человек способен проявлять их по сто раз на дню. Ну а упорство, справедливость и отвага — харак теристики фазовые. Отвагу нелегко выказать в повседневной жизни — разве что в ситуации захвата самолета террористами. Но дажеодной-единственной фазовой ситуации вполне доста-точно, чтобы понять, насколько человек храбр. Почему мы с таким уважением говорим о поколении времен Второй миро вой войны? Вовсе не потому, что эти люди были не такими, как мы. Просто тяжелые испытания вынудили их открыть в себе затаенные до поры до времени достоинства.

Анализируя собственный характер,

вы поймете, что некото рые свойства присущи вам в значительной степени,
тогда как другие — в очень малой. Первые я называю индивидуальными достоинствами.
  Не думаю, что человек должен тратить много сил, пытаясь исправить свои  слабости. По-моему, успех и удовлетворение приходят, когда мы развиваем характерные для нас индивидуальные достоинства.
На мой взгляд, стать счастливым довольно просто.
Если ты пьешь шампанское и ездишь в «порше», это приятная, но не обязательно счастливая жизнь. Счастливо живет тот, кто реализует свои индивидуальные_достоинства и подучает от этого истинное удовлетворение, независимо от того, чем он занят — карьерой, семьей или творчеством.
То чувство, которое приносит нам использование индивидуаль ных добродетелей,
и есть подлинное счастье.

Очевидно, что «благая жизнь» требует реализации наших достоинств, однако за всем этим кроется что-то еще более великое и значительное.
Подобно тому, как жизнь «благая» (или достойная) превосходит жизнь «прият ную», осмысленная жизнь выше достойной жизни.

3

Позитивное восприятие и позитивный характер

Пожалуй, я не готов здесь
целиком изложить теорию осмысленной жизни,
скажу лишь, что главное
-ориентироваться_на нечто более высокое, чем собсгвенное существование,.
Тогда, в зависимости от того, сколь велико то целое, частью которого мы себя считаем, наша жизнь обретает свой высокий смысл. Сегодня многие из нас в поисках цели и смысла жизни обращаются к философии «Нью-Эйдж» и религии.
Они уповают на чудо, на Божественное вмешательство.
Увы, на мой взгляд, это свидетельствует лишь о неутоленной жажде,
а также о том, что современная психология слишком много внимания уделяет лечению патологий.
Я тоже ищу смысл жизни, дабы мои сиюминутные цели слились в нечто более серьезное.
Для меня — как и для многих жителей Запада, обладающих аналитическим складом ума,
— идея Божественного замысла (согласно которой Бог сам устанав ливает цель для каждого из нас) всегда казалась не достаточно удовлетворительной. К понятию высшей цели и предназначения позитивная психология подходит сугубо светски, воспринимая Божественное не как сверхъестественное, а как вполне реальное явление. 
Думаю, читая эту главу, вы уже пытались для себя сформу лировать, что же такое счастье. Поискам ответа на этот вопрос посвящено огромное множество разнообразных изданий.

4

Мудрость и знания
Первая добродетель связана с мудростью.

Любознательность, интерес к окружающему миру
Любознательность — это желание испробовать что-то новое и терпимость к тому, что непривычно и чуждо. Любознательные люди не только с пониманием относятся к чужим взглядам, но и проявляют к ним интерес. Интерес к окружающему миру может быть весьма узконаправленным (сфокусированным, к примеру, на многоцветковых розах), а может принимать формы любопытства ко всему на свете. Любознательность предполагает активное стремление узнать что-то новое, а не пассивное погло-

щение информации — как это бывает, когда мы переключаем каналы, развалившись на диване перед телевизором.
Черта, противоположная любознательности, ■— скука и отсутствие интереса к чему бы то ни было.

Способность к суждению, критическое мышление и открытость новому

Способность обдумать и всесторонне проанализировать то или иное явление — весьма важное для вас качество. Вы не спешите с выводами и, принимая решения, полагаетесь только на веские аргументы. В зависимости от последних вы способны изменить свою точку зрения.
Под способностью к суждению здесь подразумевается умение объективно оценить информацию, выбирая полезное и отсеивая ненужное. В данном случае способность к суждению выступает как синоним критического мышления. Такая реалистическая установка прямо противоположна «отсутствию логики» у

склонных к депрессии людей, всегда преувеличивающих роль собственной персоны («во всем всегда виноват я сам») и не спо собных к компромиссам («черно-белое мышление»).
Свойство, противоположное критическому мышлению, —- везде и во всем видеть подтверждение своим взглядам. Критическое мышле ние — одно из проявлений здоровой способности не смешивать собственные запросы и потребности с реалиями окружающего мира.

Знание людей и себя самого, умение общаться

Знание людей предполагает, что вы понимаете, какие скрытые мотивы и чувства ими движут, и способны правильно отреагировать на их поступки. Вы умеете подмечать различия в настроениях, характерах, целях и желаниях окружающих и дей ствуете на основе этих наблюдений [157,158]. Не стоит путать это достоинство с вдумчивостью и склонностью к размышлениям, знание людей скорее связано с поведением в обществе.
Знание себя означает, что вы умеете анализировать собствен ные эмоции и вести себя соответствующим образом. Знание себя и людей, слитое воедино, Даниель Големан назвал «эмоциональ ной мудростью» .
Это достоинство служит основой многих других, таких, как доброта и лидерство.
Одно из проявлений «эмоциональной мудрости» — умение находить ту «нишу», где вы можете применить свои способно сти. Подумайте, позволяег ли ваша работа, личная жизнь или

хобби применять вам свои способности? Зарабатываете ли вы на жизнь, делая то, что у вас лучше всего получается? Согласно опросу, проведенному организацией Gallup, люди, получающие наибольшее удовлетворение от работы, ответили на этот вопрос утвердительно.

Мужество

Достоинства, связанные с понятием «мужество», обычно предполагают волевые усилия ради достижения серьезных целей. Нередко мужественные поступки совершаются перед лицом опасности или в трудных обстоятельствах. Эту доброде тель почитают все народы, и у каждой страны есть свои герои. Составляющие мужества — храбрость, упорство и цельность характера

Храбрость

Если человек храбр, он не дрогнет, столкнувшись с опаснос тью, трудностью или болью. Храбрость — нечто большее, чем стойкость под огнем противника. Она проявляется в любых испытаниях. Исследователи различают моральную и физиче скую храбрость, храбрость при отсутствии страха и при его наличии.
Храбрый человек способен разграничить эмоциональную и поведенческую составляющие страха и не пускаться в бегство,

не прятать голову в песок, когда ему грозит опасность, несмотря на то, что в глубине души он боится. Одним словом, храбрость — не в отсутствии страха, а в умении его преодолеть .
На протяжении веков понятие храбрости эволюциониро вало. Если раньше оно означало, в первую очередь, отвагу на войне, на поле брани (физическую храбрость), то теперь оно означает и моральное, психологическое мужество. Моральное мужество — это способность выполнять свой долг, несмотря на грозящие опасности или неприятности. Психологическое мужество позволяет с достоинством, хладнокровно и даже весело переносить серьезные испытания или тяжелую болезнь .

Ваши индивидуальные достоинства

Упорство, трудолюбие, прилежание

Человек, обладающий этими качествами, всегда доводит начатое дело до конца, сколь бы трудным ни оказалось пред приятие, и делает это энергично, не жалуясь на тяготы. Он выполняет то, что обещал, и даже больше. Однако это вовсе не значит, что такой человек с тупым упорством будет стремиться достичь недостижимого. Настойчивость нередко сочетается с гибкостью, реалистичным взглядом на жизнь и отсутствием навязчивого стремления к совершенству. Амбициозность бывает как негативной, так и позитивной. Данному набору достоинств обычно сопутствует позитивная амбициозность.

Цельность натуры, искренность, честность

Вы — честный человек не только потому, что говорите правду. Вы живете, честно следуя своим принципам. На жизнь смотрите трезво и звезд с неба не хватаете. Пол цельностью и

искренностью я подразумеваю не только умение сказать правду в глаза, но откровенно выражать свои взгляды и намерения в собственных делах и словах . Как писал Шекспир, «Будь верен сам себе, тогда ты не изменишь и другим».

Гуманизм и любовь

Эти достоинства проявляются, в основном, в общении: с друзьями, знакомыми, родственниками и просто первыми встречными людьми.

Доброта и щедрость

Вы добры и великодушны к людям и охотно откликаетесь на просьбы. Вам нравится делать добро окружающим, даже незнакомым. Часто ли вы принимаете близко к сердцу интересы других? Все достоинства, принадлежащие к категории доброты, основаны на этой способности [171]. Быть добрым— значит

жить проблемами ближних, свои собственные оставляя на потом. Есть ли рядом с вами те, за кого вы чувствуете ответ ственность, — члены семьи, друзья, коллеги? Сочувствие и сострадание — важные составляющие доброты.

Способность любить и быть любимым
Для вас крайне важны близкие отношения с другими людьми? Те, кого вы искренне любите, относятся к вам так же? Если да, то вы способны любить и быть любимым. Способность любить под разумевает нечто большее, чем принято думать у нас, — недаром распространенные на Востоке «плановые» браки оказываются более прочными, чем западные браки по любви.

Нередко люди — особенно мужчины — более склонны любить, чем позволять любить себя (по крайней мере, это наблюдается в нашей культуре).
Достоинства этой группы обычно проявляются в обществен ной деятельности, в отношениях с целой группой людей: семьей, соседями, согражданами и гражданами любых других стран.

Коллективизм, чувство долга, командный дух и преданность
Вы — уважаемый член коллектива, преданный его интересам. Вы всегда добросовестно выполняете свои обязанности и пере живаете за общий успех. Именно этого требуют перечислен ные достоинства. Справляетесь ли вы со своей частью работы? Соблюдаете ли вы интересы коллектива, даже если они идут вразрез с вашими собственными? Уважаете ли вы тех, кто наде лен властью в силу общественного положения (учителей, трене ров)? Чувствуете ли свое единство с коллективом? Проявляете ли не бездумную и тупую покорность, а сознательное уважение по отношению к старшим — то «старомодное» качество, которое многие родители хотели бы видеть в своих детях?
СправедливостьВы не позволяете чувствам влиять на оценку. Всем людям предоставляете равные шансы. В повседневной жизни вы руководствуетесь либеральными принципами. Благополучие окружающих, даже посторонних, вы цените не менее высоко, чем свое собственное. Считаете ли вы, что одинаковые поступки заслуживают одинаковой оценки? Способны ли вы отбросить предубеждения? 

Лидерские качества
Вы — хороший организатор, умеете наладить эффективную работу коллектива и поддержать добрые отношения между коллегами. Вам хорошо известно, что лидер обязан проявлять особую осмотрительность, «выказывая не злобу, а доброту, но сохраняя твердость».

Так, национальный лидер должен уметь прощать врагов и применять к ним те же моральные принципы, что и к своим согражданам. (Положительным примером могут послужить достижения Нельсона Манделы, отрицательным — ошибки Слободана Милошевича.) Национальный лидер должен также отвечать за свои поступки, освобождаться от заблуждений про шлого и стремиться к миру. Перечисленные качества общенаци онального лидера, безусловно, распространяются на военачаль ников, президентов компаний, топ-менеджеров, начальников полиции, ректоров, директоров школ, владельцев приютов для бездомных, председателей студенческих советов и т. д.

Умеренность

Одна из основных добродетелей, умеренность, состоит в самоограничении, сдерживании своих желаний и аппетитов. Умеренный человек не подавляет своих желаний — он ждет

удобного момента их удовлетворить, не нанеся при этом ущерба ни себе, ни окружающим.

Самоконтроль

Когда нужно, вы легко удерживаете под контролем свои желания, потребности и порывы. Свои представления о том, что хорошо, а что — дурно, вы умеете воплощать в жизнь. Способны ли вы контролировать свои чувства, когда проис ходит что-то дурное? Умеете нейтрализовать свои отрицатель ные эмоции? Способны хранить самообладание в трудную минуту?

.Благоразумие, скромность, осторожность
Вы осторожны и нечасто совершаете такое, о чем впослед ствии приходится жалеть. Человек благоразумный, вы взвесите

все доводы за и против, прежде чем что-то предпринять. Вам свойственны дальновидность и целеустремленность, умение жертвовать сиюминутными выгодами ради долгосрочных целей
В нынешнем, полном опасностей мире все родители хотят, чтобы их дети росли благоразумными. «Будь осторожен!» — напоминают они во дворе, в автомобиле, в гостях, при выборе спутника жизни или профессии.

Смирение и скромность

Вы не стремитесь на свет рампы: предпочитаете, чтобы ваши достоинства говорили сами за себя. Вы не считаете себя особен ным, и окружающие ценят вашу скромность. Вы — человек без претензий. К чему носиться со своими желаниями, победами и поражениями? Что такое наши промахи или удачи с точки зрения вечности? Вы действительно смиренны, если для вас все это — не показная скромность, а стиль жизни.

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » <<настрой - КИ >> ш а л о м, хавер ! » ГРАНИ САМОПОЗНАНИЯ » НОВАЯ ПОЗИТИВНАЯ психология


Создать форум © iboard.ws Видеочат kdovolalmi.cz