Наши три Внутренних «Я»
Замри и знай,
Что Ночь и День,
Замри и знай,
Что Мрак и Свет
Являются одним священным кругом.
Джокхим Мейкле
Салли злилась сама на себя. Нахмурившись, она посмотрела на меня и сердито заявила: «Я так раздражаю сама себя! Я-то знаю, чего я хочу, или мне кажется, что я это знаю. Я хочу сделать карьеру преуспевающего журналиста. Я неглупа, я — творче-ская натура, я люблю много работать, я прекрасно схожусь с людьми. Все, казалось бы, просто и оче-видно. Но каждый раз, когда я получаю ответст-венное задание, я умудряюсь все на свете перепутать. И вообще, все почему-то идет не так. Или я неожи-данно заболеваю, или стираю из памяти компьюте-ра статью, когда подходит срок сдавать ее редак-тору, или мне приходится отдавать такую работу, которая (и я знаю это!) совсем не соответствует моему уровню. Что меня бесит, так это то, что я понимаю, что мешаю сама себе, но я и представить не могу, что с этим поделать!»
Раз уж мы создаем свою собственную реаль-ность, почему бы нам не создать для себя все то, что нам нужно, и сделать это сразу же? Почему бы нам ни создать себе любящие отношения, прекрас-ный дом, любимую работу, исключительное здо-ровье и процветание, раз мы решили жить в гармо-нии с планетой и друг с другом. Причина заключа-ется в том, что мы находимся здесь для того, чтобы научиться, как создавать свою собственную ре-альность, научиться, как создать рай на Земле.
Один из духовных законов гласит, что мы всегда получаем то, что хотим, но это совсем не обязательно то, о чем мы просим. В случае с Салли, ее Сознательное «Я» страстно желало сде-лать хорошую карьеру, но подсознательно она вспоминала свою вечно перепуганную мать, кото-рая постоянно убеждала дочь, что «за успех при-ходится платить дорогой ценой». Салли не была уверена, что знает, в чем именно заключалась та-кая угроза, но она не была готова к риску. Избегая удач в карьере, Салли таким образом просто за-щищала саму себя.
Сознательное «Я», то самое, которое мы про-сто идентифицируем с собой, является лишь одним из аспектов нашей целостности, лишь одним ку-сочком нашей личной мозаики. Чтобы вступить в волшебство, нам надо понять каждую часть нашего внутреннего «Я» и знать, как эти части взаимодей-ствуют друг с другом.
Модель, которая кажется мне удачной (она взята из гавайского шаманизма и некоторых дру-гих, близких к нему традиций), следующая: каж-дый человек имеет три внутренних «Я»: Основное «Я», Сознательное «Я» и Высшее «Я». Грубо гово-ря, эти три «Я» соответствуют подсознанию, соз-нанию и высшему сознанию, а также телу, разуму и духу. И каждое «Я» играет свою решающую роль в нашем путешествии по жизни.
Основное «Я»
Основное «Я» управляет нашим физическим телом, нашими эмоциями и подсознанием. Оно неспособно рационально мыслить. Оно просто де-лает то, на что запрограммировано природой, дет-ством и уроками взрослого человека. Основное «Я» состоит из трех пересекающихся частей:
1. Физическое тело
Основное «Я» отвечает за физическое тело. Оно видит, слышит, осязает, ощущает вкус и обо-няет для того, чтобы мы знали, что происходит во-круг нас. Оно также следит за дыханием, кровооб-ращением, перевариванием пищи, поддерживает температуру тела и так далее, не прибегая при этом к сознательным усилиям. Если мы захотим управ-лять этими автоматическими функциями организ-ма, мы сможем легко это сделать.
Многие люди очень быстро учатся этому и умеют, например, учащать и замедлять сердцебие-ние, поднимать и опускать температуру тела и по собственному желанию менять кровяное давление. Именно используя это, йоги выживают почти об-наженными при низких температурах воздуха, или так поступают факиры, когда их «хоронят заживо».
Спокойно закройте глаза и представьте себе, что вы лежите на айсберге в одном купальнике. Посмотрите, очень скоро у вас мурашки побегут по спине и вам действительно станет холодно! Или во-образите, что вы сидите у огромного костра, что пот струится у вас по шее и спине, и если вы предста-вили это достаточно ярко, то вам и в самом деле скоро станет теплее.
И еще: посчитайте ваш пульс за двадцать се-кунд, потом умножьте это число на три. Посвятите минуту тому, что вы пытаетесь то участить свое сердцебиение, то замедлить его. Когда вы почувст-вуете, что готовы, снова измерьте пульс. Вы будете удивлены, насколько просто управлять этими «бес-сознательными» процессами.
2. Память.
Основное «Я» отвечает также за нашу па-мять, накапливает воспоминания, привычки и при-обретенные навыки, такие например, как водить машину или правильно есть спагетти. Оно хранит каждую крупицу информации, которая встречается нам на пути, включая даже все ненужные мелочи, как, например, номера всех автомобилей, проез-жавших вчера мимо магазина, в который вы зашли за покупками, или цвет ботинок, в который вы бы-ли обуты на вечеринке, посвященной вашему дню рождения, когда вам исполнилось три года. Все это хранится в вашем мозговом «компьютере». Мы дале-ко не всегда знаем, как извлечь эту информацию из нашего «компьютера», но она хранится где-то там! Основное «Я» хранит также память наших предыду-щих жизней.
3. Внутреннее Чадо
Основное «Я» также включает наше Внут-реннее Чадо — это живое «Я» внутри нас, которое как бы «споткнулось в развитии» лет примерно в пять. Внутреннее Чадо тоскует по любви и ласке. Оно несет в себе все наши страхи, неадекватность поведения, наш стыд и вину, оно нуждается в том, чтобы его поддерживали, уважали, оно несет в се-бе также нашу непосредственность, умение удив-ляться и по-детски радоваться.
Основное «Я» сохраняет нашу детскую веру, все послания и сообщения — хорошие и плохие, и постоянно тянется к ним до тех пор, пока мы сами не дадим ему новую установку. Если вашему Внутреннему Чадо говорили: «У тебя плохо с пра-вописанием», «Никогда не доверяй незнакомым людям», «У тебя никогда не будет друзей», «У те-бя этого вообще никогда не будет» или «Жизнь — это борьба», возможно, оно до сих пор верит в это. Более того, оно будет пытаться подтвердить спра-ведливость этих старых посланий. Основное «Я» не имеет суждений по поводу того, положитель-ную или отрицательную нагрузку несли эти сооб-щения, были ли они полезными или нет. Оно про-сто пытается сделать мир предсказуемым — то есть, вернуться к повторению прошлого. Как лю-бой ребенок, Основное «Я» любит безопасность и надежность и не слишком склонно к переменам. Его придется немало упрашивать, прежде чем оно оставит старую веру или привычку, так как пред-почитает все старое и знакомое, даже если это бу-дет неудобным или просто болезненным.
Если ваша жизнь сложилась так, что вас час-то отвергали, ваше Основное «Я» будет бояться, что его полюбят и оценят. В конце концов, кому, как не ему знать, что такое — быть отвергнутым? С этим состоянием оно научилось справляться. Одиночест-во дает ему странное ощущение безопасности. А быть любимым и принятым, с другой стороны, для него буквально означает прыжок в неизвестное — а это так страшно! Кто знает, что может случиться? Поэтому оно убеждает в том, что вас всегда будут отвергать.
Все наши эмоции зарождаются в нашем Ос-новном «Я»: от печали до радости, от гнева до любви, от страха до возбуждения. Если вы будете отрицать или подавлять ваше Основное «Я», вы, возможно, не будете чувствовать очень многого. Вы будете редко грустить, редко сердить-ся, редко испытывать волнение, по крайней мере, на сознательном уровне. Это верно так же как и то, что вы редко будете испытывать радость, любовь, гореть от восторга или порыва энтузиазма!
Без нашего Основного «Я» мы не можем ощутить полноту жизни, и нас всегда будет пре-следовать тоскливое ощущение, что в ней «чего-то не хватает». (Одна из причин, по которой некото-рые люди часто создают себе мелодрамы заключа-ется в том, что они хотят испытывать яркие эмо-ции, и это заставляет их чувствовать себя по-настоящему живыми).
Конечно, если вы все же подавляете свое Ос-новное «Я», оно очень скоро все же напомнит о себе. Сначала оно легонько потянет вас за рукав, потом толкнет в бок, а если вы будете продолжать игнорировать его — оно закричит уже по серьезно-му! Например, если вы пытаетесь подавить горе, Основное «Я» может создать для вас несчастье или даже потери в вашей жизни, в попытке вывести ваше горе на поверхность. Если вы подавляете гнев, Основное «Я» может столкнуть вас с неприятными людьми или несправедливостью, поэтому оно на-сильно заставит вас проявить чувство гнева. Или же оно может привлечь ваше внимание к какой-нибудь пагубной страсти — алкоголю, обжорству, наркотикам, разврату, трудоголизму, измене и так далее. Это обычные способы Основного «Я», кото-рому необходимо испытывать эмоции. Но одновре-менно с этим оно взывает и о помощи. (См. Главу 5).
Миф о «силе воли»
Фрэнсис перешла на новую работу и неожи-данно начала быстро набирать вес. Работа ей нра-вилась, но каждый раз она находила на своем столе кипы бумаг, которые надо было обработать в крат-чайшие сроки. Когда она поговорила со своим Ос-новным «Я» (которое, кстати, также следит и за весом тела), оно поведало ей, что девушка должна уметь говорить «Нет». Увеличение веса должно было помочь ей чувствовать себя более уверенно! Ее Основное «Я» пыталось помочь Фрэнсис и одно-временно, таким образом, выразило свое недоволь-ство.
Когда же Фрэнсис набралась храбрости побе-седовать с начальником и настоять на разумных сро-ках сдачи своей работы, ее работодатель проявил уважение к своей новой сотруднице и согласился с тем, что она права. Когда сроки сдачи готовых до-кументов для Фрэнсис стали разумными, она тут же сбросила лишний вес.
Когда мы говорим о «силе воли», например, если хотим бросить курить или перестать есть слишком много, мы таким образом объявляем вой-ну Основному «Я». И у нас все равно ничего не получается! Естественно, основное «Я» начинает давать нам отпор и, чувствуя себя «вне управле-ния», мы хватаемся за следующей сигаретой или бежим покупать очередную пачку сладкого пече-нья. То, чему мы сопротивляемся, начинает на-стаивать.
Просто нелогично и нелепо сражаться, когда «врагом» являетесь вы сами. Это может сработать, конечно, но только на короткий срок, и при этом результат будет достигнут дорогой ценой — вы будете отчуждены от своего Основного «Я». Един-ственным долгосрочным решением вашей пробле-мы может быть только сотрудничество со своим «врагом» и осознание того, что ваше Основное «Я» хотело вам помочь.
Как настоящий ребенок, ваше Основное «Я» в первую очередь нуждается в любви. Ему нужны ваша привязанность и уважение, оно хочет знать, что его ценят и с его чувствами считаются. Ему также необходимы вызовы и стимулы, развлечения и отдых, ему надо, чтобы его физические потреб-ности также не были проигнорированы: ему требу-ется питание, нормальный сон, упражнения, тепло и уют.
Встреча с вашим основным «я»
Глубоко расслабьтесь, а потом представьте, что вы находитесь в лесу. Почувствуйте, как ваши ноги касаются земли и медленно раскройте ваши внут-ренние чувства: постарайтесь увидеть деревья, цветы и небо, услышать, как поют птицы, и листья шеле-стят на ветру. Протяните руку и дотроньтесь до дере-ва, почувствуйте аромат лесного воздуха, погрызите кусочек съедобного гриба. Используйте свое вооб-ражение. Слейтесь с этим лесом.
Когда вы будете готовы, отыщите тропинку, которая ведет глубоко в чащу. Вы идете по ней в поисках убежища, вы ищете безопасное место, вы идете туда, где встретитесь со своим Основным «Я». Это может быть полянка в лесу или какое-то потаенное место среди высокой травы, или тускло освещенная пещера, или маленькая деревянная из-бушка. Пусть это будет чем угодно. Может быть, вас несколько удивит это место, а можете и придумать его сами. Затем ищите свое Основное «Я» или мыслен-но попросите его присоединиться к вам.
Ваше основное «Я» может появиться в образе ребенка, оленя, исторической личности, гоблина, говорящего чайника. Пусть оно примет любую форму. (Мое Основное «Я» по имени Лепесток — это фея с серебряными крыльями и в сапожках). Поздоровайтесь и спросите, как его зовут. Поверь-те в первое же имя, которое придет вам в голову.
Теперь присядьте рядом с вашим Основным «Я» и скажите, что вы хотите узнать его поближе. Может быть, вам захочется спросить о его чувствах и вере. («Отчего ты сердишься или печалишься? Чего ты боишься?», «Как идут дела в жизни, на работе и в личных отношениях?», «Достаточно ли я забо-чусь о тебе?», «Что я могу сделать, чтобы ты стал счастливее?», «Что мне сделать, чтобы поправить твое здоровье?»).
У вас могут быть свои личные вопросы о ва-шей жизни. Вы можете спросить его, как он отно-сится к тому, что вам предложили поменять место работы, нравится ли ему ваш новый напарник, по-чему он иногда противится вам во время того, ко-гда вы берете интервью или почему вы никак не можете бросить курить. Помните, что вы говорите с ребенком, поэтому будьте проще в своей речи.
Если ваше Основное «Я» не станет говорить с вами, будьте терпеливы. Может быть, ему требу-ется некоторое время, прежде чем он начнет дове-рять вам? Может быть, оно хочет, чтобы вы изви-нились перед ним за то, что игнорировали его в прошлом? Может быть, оно хочет, чтобы вы прижа-ли его к себе и поиграли с ним немного? А возмож-но, оно предпочитает говорить с вами через образы воспоминаний, через чувства и те ощущения, кото-рые вы должны научиться интерпретировать? (Не-которые люди считают, что им легче всего об-щаться со своим Основным «Я» при помощи рамки или ивового прута, которые используют лозоход-цы).
Спросите свое Основное «Я», каким образом оно будет привлекать ваше внимание в том случае, если почувствует себя плохо или захочет передать какое-нибудь сообщение для вас. Может быть, пусть у вас неожиданно в этот момент зачешется ухо или внезапно забурчит в животе без всяких на то при-чин, или вы услышите дальний звон колокольчика. Договоритесь о том, каковы будут ваши действия, когда ваше Основное «Я» будет «вызывать» вас.
Прежде, чем расстаться, преподнесите сво-ему Основному «Я» какой-нибудь подарок, что бы он ни пожелал: пусть это будут сердечные объя-тия, какая-нибудь новая одежда, товарищ по играм или полетайте с ним вместе над лесом. После этого медленно возвращайтесь в свою комнату.
Сознательное «Я»
Сознательное «Я», или Эго, это как раз то, что мы обычно подразумеваем, говоря просто «я». Положительная черта его заключается в том, что оно думает, планирует, рассчитывает, оценивает, организует, ставит задачи и принимает решения. Оно несет в себе чувство нашей личности и интер-претирует чувственную информацию, получаемую от Основного «Я», чтобы мы знали, что происхо-дит в мире. Без него мы были бы полными идиота-ми или недееспособными людьми. Пока все вроде бы звучит нормально относительно Сознательного «Я».
Тогда почему же наше Эго имеет такое отри-цательное влияние на духовные традиции? Про-блема возникает из-за того, что, применяя термин, используемый мудрыми гавайцами, Сознательное «Я» начинает «запутываться» с Основным «Я». Возможно, Основное «Я» считает недопустимым, что человек может злиться или плакать, поэтому Эго подавляет или искажает гнев и слезы. Воз-можно, Внутреннее Чадо считает, что оно недоста-точно хорошо собой — и Эго выдвигает на первый план грубость и самовлюбленность — используя эту тактику, как защиту.
Следует помнить, что Эго всегда старается быть полезным. Тем не менее, его чувство разде-ленности создает страх, этот страх, в свою очередь, создает чувство самообороны, что еще более уси-ливает отчужденность и разделенность. В итоге получается замкнутый порочный круг.
Сознательное «Я» в каком-то смысле напо-минает менеджера средней руки. В один день он считает, что спокойно справится со всем делом сам и прекрасно забывает и о рабочей силе (Основное «Я»), и о своем начальнике (Высшее «Я»). В дру-гой раз он получает ясные, неискаженные сигналы от Основного «Я» («Мне грустно», «Я голоден», «Мне надо прогуляться», «Мне неуютно»), а также и от Высшего «Я» («Сейчас самое время позвонить Тому», «Вот тебе прекрасный случай проявить свое мужество и доверие»), а также и от внешнего мира. Источник каждого такого сообщения совер-шенно очевиден, и все сигналы, принятые и поня-тые верно, преобразуются в информацию, после которой принимается правильное решение, и совер-шается соответствующее действие.
Путем личного и духовного роста, Созна-тельное «Я» может стать прекрасным каналом для получения сигналов от Основного и Высшего «Я». Вот тогда и начнется настоящее плодотворное со-трудничество