Развитие ранних идей «нью-эйджа»
После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий.
Сам термин New Age ввела Алиса Бейли.
Крупное международное сообщество нью-эйджа
образовалось в Шотландии в 1962 году под названием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation).
В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер.
В Бразилии под влиянием писателя-спиритуалиста Аллана Кардека возникли афробразильские традиции Кандомбле и Умбанда.
Круги на полях как доказательство присутствия духовных сущностей или пришельцев
Массовое развитие «нью-эйджа» в 1980-е годы
В 1980-е нью-эйдж захлестнул многие страны, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно ньюэйджевские группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.
Вот наиболее популярные элементы, из которых складываются ньюэйджевские течения:
гимнастика йоги,
цигун или тайцзицюань,
а также другие виды гимнастик или единоборств,
построенные на этой базе или им подражающие.
Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики,
возглавляемых Китайскими мастерами и их учениками;
методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация;
бесконтактный массаж,
рэйки,
различные виды целительства;
мистические группы,
чтение мантр,
посвящения,
духовная иерархия;
психоделические практики;
астральные полёты,
медиумические погружения,
контакты с мистическими существами и инопланетянами;
бытовая магия,
заговоры,
заклинания,
ритуалы,
магические предметы,
кристаллы,
маятники,
гадания;
новые религии и секты,
неоязычество,
шаманизм.
Положения мировоззрения нью-эйдж
Хотя взгляды различных ньюэйджевских групп обладают большим разнообразием,
можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто.
- Единство всех религий (все религии утверждают одно и то же, много путей ведут к одной и той же реализации). Этот тезис нередко приводит в ньюэйджевской литературе к некритической популярной смеси малосовместимых учений.[источник?]
- Вера в прошлые рождения и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению.
- Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней.
- Ощущение единства всех живых существ как одного безбрежного океана энергии.
- Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности».
- Вера в сложную духовную иерархию и возможность отдельно взятых учителей подниматься на высшие ступени.
- Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей.
- Представление о единстве науки, мистики и религии.
- Общая вера в Добро, Любовь и Светлые силы.
- Вера в глубокий смысл непонятных мистических обрядов и уважение к обрядности.
В связи с такого рода представлениями,
в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные):
Ценность высшего духовного достижения (нирвана, самадхи, реализация, просветление).
Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты).
Общегуманные ценности (любовь, ощущение духовного единения).
Ценность правильного образа жизни (вегетарианство, воздержание, добро, соблюдение ритуальной правильности и т. п.).
Ценность избранности, посвящения, приобщённости к тайне и входа в замкнутое духовное братство.