<<настрой - КИ >> ш а л о м, хавер !

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Священные камни

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

«Священные камни»

Свяще́нные ка́мни — камни, ставшие объектом ритуального поклонения.

Вера в священные камни присутствует в религиозных воззрениях разных народов. С каждым из таких камней связана своя оригинальная легенда.

Армянские священные камни

Караундж
Караундж (Carahunge), в 200 км от Еревана, у г. Сисиан, - доисторический памятник, состоящий из сотен вертикально поставленных больших камней со сквозными отверстиями в верхней части для телескопа. Он расположен на горном плато на высоте 1 770 м над уровнем моря и занимает площадь более 25 га на левом берегу ущелья речки Дар, притока р. Воротан.которую называют также Зорац-Карер, в переводе означает «Говорящие камни». Это древнейшая и самая большая обсерватория в мире. Истории утверждают, что она действовала более 7,5 тысячи лет тому назад на территории Армении.

Вишапы
В верховьях реки Азат, выше Гехардского монастыря, среди вулканических глыб разбросаны необычные каменные изваяния рыб, которым местное население дало название «вишапов» (драконов). На теле вишапа видна рыбья чешуя, на голове – жабры, глаза, ноздри, рот. Встречаются также вишапы в виде сидячего быка, голова которого покоится между передними ногами. Вишапы были найдены также на склонах Арагаца (близ крепости Амберд) и в районе Ахалкалака. Один вишап доставлен в Ереван и лежит в саду напротив Драматического театра.

Полагают, что вишапы сделаны во II тысячелетии до нашей эры. Это подтверждается тем, что на одном из вишапов, найденным близ села Гарни, обнаружена урартская клинообразная надпись. Вишапы, по-видимому, были божествами воды, плодородия и пастбищ, так как они находятся исключительно у родников, в верховьях рек и каналов. О принадлежности к культу воды говорит и рыбный «облик» вишапов. Вишапы в облике быка имеют то же значение, что и рыбы, и также связаны с культом воды, ибо согласно древней армянской легенде бык своими рогами разрывает облака и вызывает дожди. Гром – это рев быка.

Портакар

"Пупочные камни" - ритуальные камни в Армении, связанные с культом богини (дицуи) земли, плодородия и материнства (вероятнее всего, Анаит). Вероятно, на формирование представлений о портакарах также повлиял известнй митраический миф о рождении Митры (в армянской мифологии - Мгер) из камня и его уходе в скалу. В этой свяхи, портакары также считались вратами в потусторонний мир. Согласно дохристианскому ритуальному обряду, женщины, желавшие заберементь, ложились либо прижимались к портакарам брюшной полостью, что по верованиям армян, способствовало беременности. Частью обряда было зажжение свечи и обкуривание портакара благовониями. Если в результате такого обряда рождался ребенок, то на портакаре делался сакральная знак-отметина. Соответственно, чем больше подобных знаков на портакаре, тем сакральнее считался портакар, тем большей популярностью пользовался среди населения.

Менгиры

Почитались в неолитическое время.

Кааба
Священный чёрный камень мусульманской святыни Каабы, по преданию, был некогда белым, но почернел из-за людских грехов. Согласно легенде, когда завоеватели Мекки бросили священный чёрный камень в воду, он не утонул, а плавал на поверхности воды.

Кельтские священные камни
Стоунхендж
Грааль в той версии, которая восходит к кельтской мифологии, — это камень: в таком виде его представляют средневековые авторы — Кретьен де Труа (автор романа «Персеваль») и Вольфрам фон Эшенбах (автор романа «Парсифаль»).

Почитание священных камней финно-уграми
Синий камень и Конь-камень (о. Коневец) были священными камнями северных народов финно-угорской группы. Свидетелем языческих ритуалов был и Горячий камень у реки Устья (поселок Богдановский Устьянского района Архангельской области), священные камни Тиверского городища и т. п. Священные камни до сих пор почитаются среди марийцев (Чумбылатов камень), в традиционных культурах (например, на Алтае).

Священные камни в массовой культуре
В фильме «Индиана Джонс и храм судьбы» главный герой ищет камни Шанкары, будто бы врученные мудрецу индийским богом Шивой для борьбы со злом. Несмотря на определённые параллели с индийской мифологией, священные камни Шанкары — вымысел сценаристов


Вишапы

Гора Чумбылата

Зорац-Карер

Калланиш
Камень Карчи
Княжеский камень

Конь-Камень (Тульская область)
Конь-камень (Коневец)
Кудепстинский культовый камень

Менгир
Мурастен

Святой Грааль
Священные камни
Синий камень
Скунский камень
Стоунхендж

Улуру

Чёрный камень
 

2

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2e/Blackstone.JPG/200px-Blackstone.JPG

Чёрный камень (араб. الحجر الأسود‎‎ — аль-хаджар аль-асвад) —

мусульманская святыня, камень прощения, посланный Адаму и Еве Богом, вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5×20 см. Существуют различные гипотезы происхождения Чёрного камня.

Черный камень Каабы (аль-Хаджар аль-Эсвад, как его называют мусульмане) — самый известный священный метеорит, хотя существуют сомнения в его метеоритной природе. (он не может быть ни железным метеоритом, исходя из его трещин, ни каменным метеоритом, так как он не выдерживает перемещений и плавает в воде. Аналогичные аргументы опровергают и неметеоритную природу этого камня, вроде базальта или агата).

По преданию, первоначально камень был белого цвета и лишь со временем стал черным от прикосновений многочисленных грешников. Паломники стремятся поцеловать Чёрный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.

Интересно отметить, что в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Чёрный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году, его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 г безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После этих событий первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня — примерно 16.5 на 20 см.

Кто и когда построил Каабу — неизвестно. Известно лишь, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По преданию (которое констатируется еще за 200 лет до пророка Мухаммеда), Чёрный камень был принесен ангелом Гавриилом из рая Адаму, после его раскаяния, который и положил начало Каабе, а вделан в стену — Ибрахимом (Авраамом), установителем хаджа, восстановившему со своим сыном Исмаилом (родоначальником арабов) святилище, разрушенное всемирным потопом. При постройке Каабы Ибрахим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрахима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрахим (место стояния Ибрахима, в переводе на русский). Он находится в нескольких метрах от Каабы.

С половины III в. до Р. Хр. Кааба становится пантеоном арабских племен: внутри неё находились до 360 национальных идолов, среди которых были также изображения Авраама и Девы Марии с младенцем Иисусом. Благодаря Каабе окрестности Мекки считались неприкосновенными и особенную святость приобретали во время хаджа. Мухаммед, овладев Меккой в 630 г., выбросил из Каабы идолов, но почтительно приложился посохом к Эсваду (Чёрному камню) и сохранил все обряды хаджа.

В 1980 году Элизабет Томсен предположила, что Чёрный камень имеет ударную природу (расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом), взятый из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из Вабара — застывшее пористое стекло, поэтому оно достаточно твердое и хрупкое, и может плавать в воде; имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Существенная проблема, противоречащая этой теории, состоит в том, что судя по нескольким измерениям, кратер в Вабаре имеет возраст всего несколько веков, хотя существуют также измерения, утверждающие, что возраст кратера 6400 ±2500 лет.

Кратер в Вабаре (в действительности их, по крайней мере три, раскиданных на площади около 500×1000 метров — 116, 64 и 11 м в диаметре) — место уникальное и заслуживает отдельного рассказа о себе. На площади в половину квадратного километра полузасыпано песком множество обломков чёрного стекла, белых камней из спёкшегося песка и железных кусков. Кочевники-бедуины называли это место аль-Хадида («железные предметы»). Железные камни, найденные в окрестности кратеров Вабар, имеют гладкие поверхности, покрытые чёрным налетом пустынной копоти. Самый большой кусок железа и никеля — так называемый Верблюжий Горб — был найден экспедицией 1965 года и экспонируется сейчас в Королевском Университете в Эр-Риаде. Он весит 2200 кг, имеет гладкую конусообразную форму и представляет, по-видимому, кусок метеорита, который развалился на несколько фрагментов перед падением на землю.

В Коране существует рассказ о царе по имени Аад, который насмехался над одним из пророков Господа Бога. За нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесшим на крыльях ураган. Когда английский исследователь Harry St. John Philby («Абдулла»), поехал в запрещённый Пустой квартал, он полагал, что увидит место, где находился этот легендарный город, который в его варианте был назван Вабар. Он не нашел потерянный город, зато увидел место, где несомненно произошел катаклизм, связанный с падением метеорита. Судя по тому следу, который он оставил, энергия, выделившаяся при падении была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, сравнимому со взрывом в Хиросиме. Это был не самый мощный из всех ударов, потрясших нашу Землю за время ее существования. Но Вабар занимает особое место в исследовании метеоров. Почти все известные столкновения происходили с твердыми скалистыми поверхностями, или с твердыми поверхностям, покрытыми тонким слоем земли или воды. Падение в Вабаре, наоборот, произошло в середину самого большого в мире непрерывного моря песка. Сухое изолированное место, оно представляет собой идеальное естественное хранилище, простое для изучения его геологической структуры. Более того, это одно из всего 17 известных мест среди почти 160 известных ударных структур, которые до сих пор содержат упавший метеорит.

И.А.Крывелев. История Религии. Том 2. Москва. Из-во "Мысль", 1988г. 8 стр.

3

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/81/BlueRock.jpg/300px-BlueRock.jpg

Си́ний ка́мень (Синь-ка́мень)

часть языческого святилища близ Плещеева озера, Переславля-Залесского, Александровой горы и древнего городища Клещин. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси

Название свое камень получил оттого, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность). Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца.

Толщина камня — 0,6 м, длина — 3,1 м, ширина — 2,6 м. Камень испещрен мелкими бугорками.
Согласно последним исследованиям, вес камня — около 12 тонн.

Языческие времена
Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в IХ—XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.

Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы, что неверно.)

Судьба Синего камня в христианское время
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/30/Mountain_Alexandrova.jpg/300px-Mountain_Alexandrova.jpg
Камень сейчас находится у берега Плещеева озера

Несмотря на наличие рядом Борисоглебского Надозерного монастыря, переславцы нередко собирались у камня и устраивали буйное веселье, пляски и костры. Некоторое время монахи и священники ограничивались увещеваниями, пугая местных жителей тем, что в идоле живёт нечистая сила. Однако внимание к языческой святыне не ослабевало.

Все изменилось в начале XVII века. В житии святого Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал своему другу дьякону Онуфрию зарыть камень. Тот и зарыл «идола», отчего потом сильно болел. По другому варианту, наоборот, дьякон зарыл камень и за это выздоровел от лихорадки.

В земле камень пролежал некоторое время, а потом снова очутился снаружи. Водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли.

В 1788 году его хотели использовать под фундамент строившейся Духовской церкви (она находилась на берегу Мурмажа, притока речки Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря). Синий камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но лед не выдержал огромной тяжести, треснул, и камень утонул на глубине 2 аршин (1,4 метра). (Бердников ошибочно пишет про 2 сажени, то есть 4,3 метра.)

Через 70 лет Синий камень снова вынесло на берег озера, причем севернее его прежнего местонахождения. Дискуссия о причинах этого явления шла в газете «Владимирские губернские ведомости» и завершилась выводом о том, что камень выперли весенние торосы, ураганный ветер и движение льдов.

Сегодня Синий камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. Сорок лет назад он выдавался на поверхность чуть ли не в рост человека, а теперь его высота менее чем до колена.

Синий камень в наши дни

Александрова гора, которую часто неверно считают прежним местоположением камняВ XIX веке нашумевшая история с Синим камнем порождает наивную легенду. В народном сознании камень оказался связанным со стоящей неподалеку от его нынешнего местонахождения Александровой горой, на которой, кстати, некогда действительно находилось языческое святилище. Согласно легенде, камень якобы был сброшен с горы по личному указу царя Василия Шуйского. Этот сюжет, по всей видимости, — плод народной фантазии, поскольку не находит подтверждения в исторических документах. Несмотря на это, недостоверное предание об Александровой горе и Василии Шуйском постоянно тиражируется различными туристическими справочниками.

Ныне Синий камень — одна из достопримечательностей Переславщины. К сожалению, это не лучшим образом сказывается на его состоянии. Туристы отбивают от камня кусочки, нередко портят его топорами и молотками и даже наносят на него надписи. Недалеко от камня поставлен указатель, оборудованы деревянный столик и кострище.

Синий камень популярен и у «неоязычников».Они обвязывают кусты вокруг камня верёвочками и тряпочками, оставляют около него монетки, устраивают вокруг него буйства, связанные с купальскими праздниками.

Как и многие другие культурные памятники, Синий камень стал полигоном для приверженцев разного рода нетрадиционных мистических учений, которые исследуют его «ауру» и устанавливают «контакты с духами».

Синий камень как культурный феномен
Вера в священные камни присутствует в религиозных воззрениях разных народов. С каждым из таких камней связана своя оригинальная легенда. Например, мусульманская святыня Кааба, по преданию, была некогда белой, но почернела из-за людских грехов. Согласно легенде, когда завоеватели Мекки бросили священный камень в воду, он не утонул, а плавал на поверхности воды. Грааль в той версии, которая восходит к кельтской мифологии, — это камень: в таком виде его представляют средневековые авторы — Кретьен де Труа (автор романа «Персеваль») и Вольфрам фон Эшенбах (автор романа «Парсифаль»). Священные камни до сих пор почитаются в традиционных культурах (например, на Алтае).

Синий камень на Плещеевом озере — одно из свидетельств существования подобных верований у восточных славян. Сохранились также Конь-камень на острове Коневец (сейчас на нем выстроена часовня), Конь-Камень в с. Козье Тульской области, Горячий камень у реки Устья (поселок Богдановский Устьянского района Архангельской области), Даждьбогов камень (он же Святой камень) у деревни Кременец в Белоруссии и т. п.

На Переславщине было много таких камней: Лось-камень и Петух-камень на реке Нерли Волжской, легендарная каменная баба на Берендеевском болоте. Наконец, ещё один синий камень, найденный Иваном Борисовичем Пуришевым при земляных работах,[8] теперь лежит на Красной площади Переславского кремля возле Спасо-Преображенского собора.

См. также
Священные камни
Конь-камень (о. Коневец)

4

Скунский камень (англ. Stone of Scone)

священная реликвия Шотландии, представляющая собой большой блок песчаника весом 152 кг. Первоначально камень хранился в аббатстве Скуна в Шотландии. На протяжении веков на камне короновались шотландские и английские монархи, а также, вероятно, короли Дал Риады. Другие названия камня — Камень Судьбы, Подушка Якова, Коронационный камень.


Легенды о происхождении

Легендам о Скунском камне более 3000 лет. Одно из преданий гласит, что у фараона Рамсеса II была дочь по имени Скота. После того, как израильтяне перешли Красное море, принцесса покинула Древний Египет и более тысячи лет блуждала по Ближнему Востоку в поисках собственной земли обетованной, дошла до Испании и направилась в Ирландию. Добравшись до северного побережья Ирландии, она наконец нашла то, к чему так долго стремилась — земли, позже названные Шотландией. Скотты и пикты, по одной из версий легенды, были потомками Скоты и ее мужа Гателы, царя скифов.

Считается, что Скота и привезла с собой в Шотландию большой камень, впоследствии названный Скунским. По преданию именно этот камень библейский персонаж Яков положил под голову вместо подушки и увидел во сне лестницу, достигавшую небес, по которой восходили и нисходили ангелы. Сначала, во времена Дал Риады, камень был помещен в Дунадд, а потом, в 847 г. король Шотландии Кеннет I перевез его в Скун. И с тех пор короли Шотландии во время церемонии коронации сидели на этом камне.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cf/Coronation_Chair_and_Stone_of_Scone._Anonymous_Engraver._Published_in_A_History_of_England_%281855%29.jpg/250px-Coronation_Chair_and_Stone_of_Scone._Anonymous_Engraver._Published_in_A_History_of_England_%281855%29.jpg

Стул Святого Эдуарда

По другой легенде Скунский камень служил алтарем во время миссионерских путешествий Святого Колумбы.

Еще одна легенда утверждает, что камень принадлежал Гателе (а не Скоте), который, спасаясь от чумы, забрал его из Сирии в Египет, а затем, по совету Моисея, направился с женой и камнем в Испанию и, наконец, отправил Скунский камень в ту область Ирландии, которая потом перешла к Шотландии.

Вестминстерское аббатство
В 1296 г. английский король Эдуард Длинноногий захватил Скунский камень в числе других военных трофеев и перевез его в Вестминстерское аббатство. Там реликвию поместили под сиденье деревянного трона (Стул Святого Эдуарда), на котором короновались английские монархи. Неизвестно, захватил ли Эдуард настоящий камень или подделку. Существует мнение, что монахи из Скуна утопили настоящий камень в реке Тей или зарыли его на холме Дансинан. В более позднее время возникали слухи, что настоящий Скунский камень находится среди сокровищ тамплиеров.

В 1328 г. между Англией и Шотландией было заключен Нортгемптонский договор — мирное соглашение, согласно одному из пунктов которого Скунский камень должен был быть возвращен Шотландии. Однако ему было суждено оставаться в Англии еще шесть столетий.

Похищение камня
Рождественским утром 1950 г. четверо шотландских студентов из университета Глазго ворвались в Вестминстерское аббатство и похитили Скунский камень. По пути они нечаянно уронили его, и блок разбился на 2 части. В Глазго студенты нашли каменщика, который склеил обломки, и спрятали камень в сломанном тракторе.

Вопреки надеждам патриотически настроенных студентов, их поступок вызвал волну общественного возмущения в Шотландии. 11 апреля 1951 г. камень был обнаружен в развалинах аббатства Арброт, возвращен в Вестминстерское аббатство и вновь помещен в основание Коронационного трона. В 1953 г. на нем была коронована королева Елизавета II.

Возвращение в Шотландию
В 1996 г. правительство Великобритании приняло решение передать камень Шотландии, однако было оговорено, что англичане будут заимствовать его на время коронаций. 30 ноября того же года, в день Святого Андрея, Скунский камень вернулся в Шотландию и был помещен рядом с шотландскими королевскими регалиями в Эдинбургском замке. В этот памятный для всей Шотландии день около 10 тысяч людей выстроились вдоль улицы Королевская Миля для того, чтобы увидеть собственными глазами процессию сопровождающих Скунский камень священнослужителей и солдат.


Камень Красноречия замка Бларни

Вмонтированный в стену замка Бларни блок песчаника считается частью Скунского камня, подаренной хозяину замка Робертом Брюсом за помощь, оказанную в 1314 году в борьбе с английским королём Эдуардом II.

См. также
Княжеский камень

5

Свято́й Граа́ль (старофранц. Graal, Grâl, Sangreal, Sankgreal, лат. Gradalis)

таинственный христианский артефакт из средневековых западноевропейских легенд, обретённый и утерянный. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/94/Holygrail.jpg/180px-Holygrail.jpg
Данте Габриэль Россетти. «Святой Грааль»

Происхождение Грааля

Ангелы собирают льющуюся из подреберья Христа кровь в чашуСчитается, что в основе легенды лежит христианский апокриф о прибытии в Британию Иосифа Аримафейского. По другой версии, у этой легенды местные корни, уходящие в мифологию древних кельтов. Третьи считают, что сказание о Граале связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передаётся из поколения в поколение.


Природа Грааля

Согласно наиболее распространенной версии, Грааль — это чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере, в которую позже его приверженцы собрали кровь распятого на кресте Спасителя (Орудия Страстей). Чашу и копьё, которым пронзено тело умершего Христа, сохранил и привез в Британию (по одной из поздних версий — в монастырь Гластонбери) Иосиф Аримафейский.

Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание дает бессмертие на некоторое время, а также различные блага в виде еды, питья и т. п.

Поиски Грааля

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f1/Juan_de_Juanes_002.jpg/200px-Juan_de_Juanes_002.jpg
Хуан де Хуанес. Иисус Христос с причастием

В средневековых романах о Персифале главный герой ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш, в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. Несомненно, что это представление основано на легендах, существующих и поныне, что хранителями Грааля являются тамплиеры.

В средневековой литературе

В романе Вольфрама Фон Эшенбаха «Парсиваль» Грааль — это камень:

Святого Мунсальвеша стены
Катары и ночью и днем стерегут.
Святой Грааль хранится в нем,
Грааль - это камень особой породы.
На наш язык пока что нет перевода,
Он излучает волшебный свет!
Но как попасть в Граалево братство?
Надпись на камне сумей прочитать!
Она появляется время от времени,
С указанием имени, рода, племени,
А также пола того лица,
Что призван Граалю служить до конца.
Чудесная надпись ничем не стирается,
А по прочтении, за словом слово,
Гаснет, чтобы появиться снова
Дальнейший список в урочный час,
И так же, прочтенный, погас...   

В другом месте Эшенбах упоминает один из катарских обрядов:

«В тот же день к Граалю приходит известие, в котором заложена огромнейшая сила. Сегодная Святая Пятница, и все ждут, когда с небес спустится голубка. Она приносит маленькую облатку и оставляет её на камне. Затем, сверкая белизной, голубка вновь взмывает в небеса. Всегда в Святую Пятницу она приносит к Граалю то, от чего Грааль обретает нежное благоухание…»Т

омас Мэлори, писавший о рыцарях Круглого стола, тоже упоминает чашу Грааль:

«Но вот очутилась в зале Священная чаша Грааль под белым парчовым покровом, однако никому не дано было видеть её и ту, что её внесла. Только наполнилась зала сладостными ароматами, и перед каждым рыцарем оказались яства и напитки, какие были ему более всего по вкусу».

Его Грааль, похоже, выполняет роль рога изобилия.

Артуровский цикл

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/Galahad_grail.jpg/500px-Galahad_grail.jpg
Видение Грааля Галахаду

В артуровском цикле Грааль появляется во французском куртуазном романе — впервые у Кретьена де Труа в книге «Персеваль, или Легенда о Граале».

С Граалем связаны имена двух рыцарей Круглого стола — Персифаля и Галахада. Персифаль лицезрел Грааль, когда посещал своего родственника, Короля-Рыбака. Этот король на глазах рыцаря исцелился, испив святой воды из чаши Грааля.

Галахад считается святым рыцарем, единственным человеком, которому удалось добыть Грааль. С детства воспитанный монахами в целомудрии и праведной жизни, Галахад заслужил прикоснуться к святыне. После этого он был вознесен на небо как святой.

Список произведений
1181—1191 гг. — «Персеваль, или Легенда о Граале», Кретьен де Труа
1190—1198 гг. — трилогия «История Святого Грааля»: «Роман об Иосифе Аримафейском», «Мерлин» (частично сохр.) и «Персеваль» (не сохр.), Робер де Борон (Бургундия)
1215—1236 гг. — «Цикл Вульгаты»: «История Святого Грааля», «История Мерлина», «Книга Ланселота», «Поиски Святого Грааля» и «Смерть Артура».

Конспирологическое представление о Граале

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d3/Hacker_Arthur_Percival_with_the_Grail_Cup.jpg/250px-Hacker_Arthur_Percival_with_the_Grail_Cup.jpg
Сэр Персиваль со святым Граалем. Картина А.Хэкера

Поиски настоящего значения слова «Грааль» вызывают огромное количество спекуляций. Основные варианты:

Грааль — это кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real», или «sang royal» — «королевская кровь», верными хранителями которой были тамплиеры, прямо происходившие от Сионской Общины.
в широком смысле — это грудь Магдалины, затем сама Мария Магдалина, культ которой, зародившийся в начале Средних Веков, по мнению конспирологов, со временем смешался с культом Девы Марии.

Волшебные чаши в других мифах
Если обратиться к кельтским мифам, то волшебная чаша присутствует и в них и, предположительно, их образ мог повлиять на сложение идеи Грааля. В них есть ведьмин расколотый волшебный котел Керидвен. Хранится он в некоем замке, куда попасть могут только совершенные люди с чистыми помыслами. А прочим он не виден. Место это именуется Аннун:
«Аннун — это одновременно и изначальная мировая Бездна, место, где смерть сильнее жизни и где всё существующее порождено смертью, но где рождается всё живое, и Иной Мир, где обретаются боги и где проходит Дорога на чудесный остров западных морей — Авалон…»

В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в столице Ирландии Таре.

В современной литературе
О Граале говорится в нашумевшем романе Дэна Брауна «Код да Винчи». Известна также книга Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Тайна Святой Крови и Святого Грааля», авторы которой подали в суд на Дэна Брауна по обвинению в плагиате, поскольку конспирологическая теория, взятая на вооружение Брауном, гораздо раньше была отражена в их труде, по построению претендующем на научность. А так же в эзотерическом романе-пенталогии В.И Крыжановской (Рочестер) "Эликсир жизни" (5 томов: «Эликсир жизни», «Маги», «Гнев Божий», «Смерть планеты» и «Законодатели").

В поп-культуре
В кинематографе

Монти Пайтон и Священный Грааль (1975)
Индиана Джонс и последний крестовый поход (1989)
Код да Винчи (2006)
Король-рыбак / The Fisher King (1991)
The Secret Glory of Otto Rahn, 2001, Richard Stenley
В научно-фантастическом сериале Звёздные врата SG-1 (в сюжетной линии, начинающейся с 9 сезона) Святой Грааль — оружие, способное уничтожать вознесшихся существ. Почти создан Мерлином, но он был остановлен феей Морганой, вознесшейся, и помещен в стазис. Оружие было доделано Дениелом Джексоном, когда в его сознании находилось дополнительно сознание умершего Мерлина и применено для уничтожения Орай в их галактике.
В фильме «Библиотекарь: Проклятие чаши Иуды», присутствует тёмный аналог Святого Грааля — Чаша Иуды, отлитая из 30 серебрянников, полученных Иудой за предательство Христа. Чаша Иуды является священной реликвией и источником силы вампиров.



Создать форум © iboard.ws