Берег, которого не было
Чёртова дюжина легендарных земель открыта путешественниками и исследователями в Северном Ледовитом океане.
В истории открытий существует множество островов и земель, которые то появлялись на картах в Мировом океане, то исчезали, то снова ктото якобы их видел – так повторялось не однажды. Теперьто мы знаем, что многие земли открывались неоднократно. Наиболее известный пример – материк Северной Америки, на который сначала наткнулись викинги примерно две тысячи лет назад, а окончательно закрепил её положение на карте генуэзец Колумб, обрадованный тем, что добрался наконец до Индии, поскольку открытие Нового Света (как одно время называли заатлантические земли) не входило в его намерения. Для нашей страны, однако, ближе то, что происходило неподалёку от её границ – в частности, в Северном Ледовитом океане, где в общей сложности в разное время разными путешественниками и исследователями сообщалось об открытии тринадцати так называемых проблематичных земель, ставших со временем легендарными.
САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ
И ПОЭТОМУ ПЕРВАЯ
Несомненно, для россиянина таковой является Земля Санникова, которая на старых картах помещалась обычно в районе современных Новосибирских островов, известных по крайней мере с середины XVIII века. Названа она по имени якутского промысловика Якова Санникова, первым увидевшего её в 1811 году. По рассказам очевидцев, эта загадочная суша словно возникала на короткое время из морской пучины, сквозь дрейфующий лёд, чтобы затем раствориться в морозной дымке. Не случайно русский путешественник М. М. Геденштром особо отметил, что «с Котельного и Фаддевского (острова Новосибирского архипелага. – В. К.) видны её к северо¬западу и северо¬востоку синеющиеся вдали горы, до которых уже на собаках достигнуть невозможно».
13 августа 1886 года русский геолог Эдуард Васильевич Толль, всю жизнь посвятивший изучению севера Якутии, записал в дневнике: «Ясно увидел контуры четырёх гор, которые на востоке соединялись с низменной сушей. Таким образом сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и надписать над ней: “Земля Санникова”». Когда Толль поинтересовался у местного охотника Джергели, не согласится ли тот в ближайшем будущем помочь в достижении этой таинственной суши, старый промысловик ответил: «Раз ступить и умереть...»
Для поисков Земли Санникова в 1900 году Русская академия наук снарядила экспедицию на паруснопаровом судне «Заря» под начальством Толля. Однако после двух зимовок судно не смогло пробиться в район Земли Санникова, а немного позже, в ноябре 1902 года, Толль вместе со своим отрядом пропал без вести при возвращении с острова Беннета, который он собирался использовать в качестве плацдарма для решения интересовавшей его проблемы. Затем поиски таинственной суши были продолжены во время плавания ледокольных транспортов «Таймыр» и «Вайгач» в 1913 году под начальством Б. А. Вилькицкого, хотя и безрезультатно. Правда, этот моряк в том же году открыл другую, на этот раз реальную сушу – Землю Николая II, в советское время переименованную в Северную Землю.
В существовании Земли Санникова был уверен видный сибирский геолог Владимир Афанасьевич Обручев (в 1929 году он заслуженно стал академиком), опубликовавший в 1924 году роман «Земля Санникова». В этом увлекательном романе Владимир Афанасьевич использовал идеи Толля о возможном проявлении вулканических сил на этой земле, которые могли создать благоприятные условия как для растительной жизни, так и для жизни человека, изолированного от Большой земли. Мысль о возможном существовании этой земли продержалась до 1937 года, когда в задачу высокоширотной экспедиции на ледокольном пароходе «Садко» под начальством Рудольфа Лазаревича Самойловича входила постройка там полярной станции. Однако эту легендарную землю не удалось найти и на этот раз, а запланированную полярную станцию пришлось строить на острове Генриетты. Окончательно отсутствие суши в предполагаемом районе выяснилось после полётов самолётов, которые вывозили зимовщиков с дрейфующих кораблей в марте 1938 года – их маршруты трижды пересекли район возможного нахождения Земли Санникова, но чего¬либо похожего на сушу экипажи так и не обнаружили.
И всё же не исключено, что Земля Санникова в том или ином виде существовала, поскольку известно, что с потеплением Арктики отдельные острова, сложенные вечной мерзлотой, буквально растаяли – так произошло с островами Васильевский и Семёновский, располагавшимися в прошлом неподалёку. Возможность подобного варианта не исключена и по составу грунта на морском дне там, где в прошлом Яков Санников видел таинственную сушу. Земля Санникова не желала уходить из памяти поколений исследователей, что подтверждает следующий сюжет.
ЗЕМЛЯ ПОЛЯРНИКОВ
ОСТРОВА ГЕНРИЕТТЫ
Зимовщики с новой полярной станции словно приняли эстафету от участников высокоширотной экспедиции Самойловича. Начальник станции Л. Ф. Муханов, совсем не новичок в Арктике, 12 октября 1937 года записал в дневнике: «Прямое освещение северо¬востока позволило увидеть контуры неизвестной земли, вытянутой с запада на восток, с двумя куполообразными возвышенностями на западе и значительным понижением к востоку. Мною, а через некоторое время т. Леоновым были сделаны зарисовки острова. Два рисунка, занесённые в вахтенный журнал, имеют между собой полное сходство».
Весной 1938 года самолёт ледовой разведки обнаружил в районе, указанном зимовщиками, гигантский столовый айсберг (один из так называемых дрейфующих ледяных островов), в западной части которого действительно отчётливо просматривались два ледяных купола. Тем и закончилось «открытие», вызвавшее переполох в маленьком коллективе полярной станции, когда полярники лишний раз убедились в обманчивости арктической природы.
ЗЕМЛЯ «ГЕОДЕЗИИ
СЕРЖАНТА» АНДРЕЕВА
В 1763 году в походе по Медвежьим островам вблизи дельты Колымы этот служивый с острова Четырёхстолбовый обнаружил, что восточнее «синь синеет или какая чернь, а что такое, земля или полое море, о том обстоятельно донести не можно». Начальство Андреева на следующий год отправило сержанта в очередной поход, результатом которого стало сообщение: «Увидали остров весьма не мал, гор, стоячего лесу на нём невидимо, а в длину так например быть имеет 80 вёрст». Потом эту землю в ВосточноСибирском море искали русские путешественники Геденштром в 1810¬м, Анжу и Врангель в 1821–1823¬м, корабли Б. А. Вилькицкого в 1913¬м и даже экспедиция О. Ю. Шмидта на «Челюскине» в 1933 году – все с одинаковым результатом...
ЗЕМЛЯ ШХУНЫ
«КРЕСТЬЯНКА»
История «открытия» этой земли в навигацию 1934 года на севере Чукотского моря (там, где, по В. А. Обручеву, находился вход в таинственную Плутонию) самая краткая – есть лишь сообщение по радио одновременно с информацией о высадке на берег какого¬то скалистого и гористого острова. И, несомненно, самая запутанная, потому что, с одной стороны, наши моряки собственными подошвами убедились в характере суши, а с другой – в указанных координатах позднее никакой суши обнаружено не было. И трагическая – ибо при возвращении «Крестьянка» попала в шторм и пропала без вести. Похоже, что экипаж «Крестьянки», штурман которой неверно определил координаты «открытия», высаживался на берега острова Геральд – ближайшей суши. Такое случалось и ранее.