Алистер Кроули и его работа
Алистер Кроули (1875—1947) был английским оккультистом, писателем и общественным деятелем. Рабле был одним из любимых авторов Кроули, весьма им уважаемым и роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» могли частично вдохновить Кроули на формулировку основных принципов Закона Телемы, хотя бы даже на слова «Делай, что изволишь, таков весь закон» . Впоследствии Кроули пишет о Рабле как о «Нашем Мастере» и включает его в список святых Гностической Католической Церкви наравне с Виргилием, Катуллом и Суинберном . В 1904 году Кроули пишет (по его утверждению, получает) Книгу Закона (Liber AL vel Legis) от сущности по имени Айвасс, который служил как основа религиозной и философской системы под названием Телема, котороая возникла благодаря деятельности Кроули. Соответствием Айвасса на каббалистическом Древе Жизни является сфира Тифарет, сердце Древа.
Сам Кроули суммировал основные принципы Закона в нескольких словах:
Делай, что изволишь, да будет то законом
Любовь есть закон, любовь в соответствие с Волей
Каждый мужчина и каждая женщина — это звезда
Нет ни у тебя иного права, кроме как поступать согласно своей воле
Некоторые исследователи считают, что Кроули унаследовал свою систему от Рабле. Сам Кроули писал в The Antecedents of Thelema (1926), что «Рабле сформировал сущность Закона Телемы, почти точно так же, как их понимал сам Мастер Терион», и далее, что шедевр Рабле содержит «в изначальной виде первичный прогноз появления книги, которая пришла к Анх-аф-на Хонсу через откровение Айвасса». Биограф Кроули, Лоуренс Сютин имеет на этот счет несколько иное мнения, утверждая:
«Если говорить о пророчествах, то Рабле не был предвестником Телемы. Шутник, без систематического подхода, Рабле создал горючую смесь еретических элементов стоицизма, а именно, самосовершенствования, соединенного со спонтанной христианской верой и добротой».
Книга Закона
Разговор о кроулианской Телеме обычно начинается с Книги Закона, которая носит официальное название Liber AL vel Legis. Она была написана в Каире (Египет) в течение трех дней во время медового месяца, проведенного Кроули с его женой Розой (Келли). Небольшая книга содержит три главы, каждую из которых Кроули написал в течение часа пополудни 8, 9 и 10 апреля 1904 г. Кроули утверждал, что книгу надиктовала ему сущность по имени Айвас, о котором он позже писал как о Святом Ангеле Хранителе.Дэн Эванс, анализировавший Книгу Закона, находит параллели не только с Рабле, но и с Флоренс Фарр и ее пьесой «Возлюбленный Хатхор и братство Золотого клюва». Кроули написал несколько комментариев к каждой строчке Книги Закона, последний из которых датирован 1925 годом. Этот комментарий предостерегает от изучения Книги и дискуссий по поводу ее содержимого и утверждает: «Вопросы относительно Закона должны быть решены только на основе моих произведений». Комментарий подписан именем Анх-аф-на-Хонсу (жрец со Стелы Откровения).
Истинная Воля
Согласно Кроули, каждый человек имеет свою истинную волю, которая должна быть познана. Он предостерегает, что желания эго и истинная воля — различные вещи. Истинная воля — это и есть то призвание и смысл жизни, которые каждый человек пытается найти. Кроули считал, что в истинной воле заключается цель поиска самореализации. При этом не требуется помощь бога или другого божественного руководства. Кроули верил, что для того, чтобы узнать истинную волю, человек должен освободиться от бессознательных влияний и взять их под контроль сознания. Он был особенно однозначен касательно освобождения сексуальной энергии и снятия различных запретов, наложенных на сексуальность традиционными религиями. Он учил, что истинная воля каждого человека соотносима со Святым Ангелом Хранителем (САХ), личным «даймоном» каждого. Символом САХ является солнце и золото. Сравните у Рабле:
В дар златой металл
Наш король нам дал,
Чтоб от бед сберечь нас;
Тот не канет в вечность,
Кто нам завещал
В дар златой металл.