Каббала́
(ивр. קַבָּלָה, «получение, принятие, предание») — духовное учение в иудаизме,
основными источниками которого считаются еврейские религиозные книги
Йецира, Багир, Зоар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази,
известного также под именем Аризаль).
Каббала прямо или косвенно повлияла на многих философов и учёных на протяжении истории и приобрела значительную популярность в последние годы. На Каббале основаны многие еврейские движения последних столетий — в частности, такие значительные, как хасидизм и религиозный сионизм.
Альберт Пайк говорил о важности каббалы как ключа к масонскому эзотеризму.
Каббала
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться12009-05-29 16:20:21
Поделиться22009-05-29 16:22:34
Святые книги
Разиэль Малах • Сефер Ецира
Тора • Книга Зогар • Книга Ец Хаим
Книга Илан • Талмуд эсэр сфирот
Святые места
Иерусалим • Цфат • Хеврон • Тверия
Основы
Основы Каббалы • Древо Жизни • Сфирот
Кетер • Хохма • Бина • Даат
Хесед • Гвура • Тиферет • Нецах
Ход • Есод • Малхут
Каббалисты
Авраам • Моисей • Рабби Акива
РАШБИ • АРИЗАЛЬ • Хаим Виталь
Рамбан • Бааль Сулам • Барух Ашлаг
Йегуда Брандвайн • Ицхак Кадури
Филлип Берг • Михаэль Лайтман
Миры Абеа
Адам Кадмон • Ацилут • Брия
Ецира • Асия
Древо Жизни
Поделиться32009-05-29 16:24:52
Основа Каббалы определение Бааль Сулама
«…Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую „раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире…“»
(из статьи Бааль Сулама «Суть Каббалы»)
Предназначение Каббалы
Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода. С точки зрения изучающих Каббалу, причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания. Целью изучения Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовном мирах.
Согласно Каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать). Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Такое состояние называется «Гмар Тикун» (ивр. גמר תיקון) — конечное (окончание) исправление (я). Достижение этого состояния и есть цель Каббалы.
Изучение Каббалы
Целью изучения каббалы является постижение индивидуумом единства действительности в своём ощущении и сознании. Передача постигнутого осуществляется по каббалистической методике, адаптированной к свойствам каждого последующего поколения: при помощи книг, в группе изучающих, под руководством Учителя. Целью Каббалы также является более глубокое понимание законов жизни и мира, что позволяет человеку, народу и человечеству правильно ориентироваться в жизни.
Источники Каббалы
Фундамент средневековой каббалы был заложен в Вавилонии и Византии в VII—VIII вв., когда появилось довольно много мидрашей с выраженными каббалистическими тенденциями. Предметом исследования некоторых из них (например, «Алеф Бет раби Акивы» и «Мидраш га-Коген») были тайны создания и структуры вселенной. Другие сочинения того же периода описывают небеса, которые представляют собой семь небесных дворцов (так называемых гейхалот), и священную колесницу (Меркава). Эти ранние намеки на мистическую космогонию, космологию и теософию в IX в. ожили в Италии и Германии, а потом и в Испании, которая в XIII в. стала центром каббалы.
Поделиться42009-05-29 16:26:01
Сефер Йецира
Наиболее древним источником Каббалы является книга «Сефер Йецира» (ивр. ספר היצירה — «Книга творения»), написанная в XVI—XVII веках до н. э. По мнению каббалистов, автором этой книги является праотец Авраам. По другой версии, книга написана во II веке н. э. рабби Акивой согласно идеям праотца Авраама.
Каббалисты считают, что Авраам первый в истории человечества осознал единство всех индивидуумов и процессов, овладев духовной технологией Каббалы. По мнению каббалистов, Авраам был первым человеком, сумевшим изменить свою судьбу. У Авраама не должно было быть детей от его жены Сары. Однако благодаря огромной заботе Авраама о ближнем произошло чудо и родился Исаак.
Сефер га-Багир
Из всех каббалистических текстов книга «Багир» является одной из самых древних и самых важных. До публикации «Зогара» «Багир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. Фактически «Багир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на книгу «Сефер Йецира». К нему постоянно обращался в своем комментарии к Торе раби Моше бен Нахман (Рамбан). Кроме того, «Багир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зогар». Название «Багир» происходит от первого библейского стиха, цитируемого в тексте: «Теперь не видно яркого света (Багир) в облаках…» (Иов, 37:21). Эту книгу называют также (в частности Рамбан) «Мидраш раби Нехуниа бен га-Кана». Возможно, причина этого заключается в том, что имя раби Нехуниа приводится в самом начале этой книги, однако большинство каббалистов приписывают «Багир» ему и его школе. Именно по этой причине существует предание, что «Багир» был написан амораим — последними мудрецами Талмуда. (А. Каплан, предисловие к «Багир»). Хотя «Багир» является совсем небольшой книгой (всего около 12 000 слов), его очень высоко ценили те, кто исследовал тайны каббалы. Выдающийся каббалист XV в. раби Иуда Хайит писал: «Сделай эту книгу короной на своей голове». Большая часть текста очень трудна для понимания, поэтому глава цфатской каббалистической школы раби Моше Кордоверо (1522—1570) говорил: «Слова этого текста — сияющие (Багир) и сверкающие, но их блеск может ослепить глаза».
Впервые «Багир» был выпущен в свет около 1176 г. прованской школой-каббалистов и имел хождение в виде рукописи в ограниченном кругу адептов. Ортодоксальные каббалисты утверждают, что книгу написал выдающийся талмудист I века н. э. Рабби Нехуния бен хаКана. Согласно историкам, Багир был написан незадолго до своего опубликования. Первое печатное издание появилось в Амстердаме в 1651 г., последующие же вышли в Берлине (1706), Кореце (1784), Шклове (1784) и Вильно (1883). Самым лучшим изданием из всех является опубликованное в Иерусалиме (1951) раби Реувеном Марголиусом вместе с его комментарием «Ор ха-Багир» («Свет Багира»).
В «Багире» утверждается, что углубление в тайны Маасе меркава так же приемлемо, как и молитва (§ 68), но предупреждается, что оно невозможно без впадения в заблуждение (§ 150). В «Багире» содержится учение о десяти Сфирот, чьи имена (за исключением трех из них) приводятся в тексте, особенно интересна их последовательность и отношение к вселенной, дням недели и человеку (например, к обрезанию). Рассматривается понятие гилгул (перевоплощение). Оно используется для объяснения проблемы кажущейся несправедливости и того, почему страдают и рождаются калеками даже невинные младенцы. Учение о гилгул получило дальнейшее развитие в «Зогаре» и еще подробнее — в «Сефер Гилгулим» и других писаниях школы Ари. Другие темы «Багира» касаются интерпретации букв еврейского алфавита, из которых упоминаются пятнадцать. Обсуждаются — обычно в контексте Сфирот такие понятия, как тефилин, цицит, лулав и этрог, а также понятия, присутствующие в «Сефер Йецира», например Тридцать два Пути Мудрости (§ 63), двенадцать диагональных границ (§ 95), а также тема «Ось, Сфера и Сердце» (§ 106). Вообще числа играют в книге «Багир» весьма знаменательную роль. Вводятся два необычных понятия, связанные с ангелами или ангельскими силами. Одно из них — Цура, которое буквально означает «форма», другое — Кома, которое можно перевести как «структура», «тело» (§§ 8, 166). Другие термины, применяемые к ангелам, — Начала (Манхигим) и Служители (Пкидим). Важнейшее откровение «Багира» — различные имена Всевышнего (§ 112). Говорится и об Имени, которое упоминается в Талмуде и состоит из двенадцати букв (§§ 107, 111), и о семидесяти двух комбинациях Имени, являющихся производными (§§ 94, 107, 110). Это Имя упоминается в ранних талмудических источниках. В «Багире» также содержится учение о Цимцум, то есть о самосжатии Божественного Света, но оно дано в наброске. Раби Берахиа говорит, что Свет уже существовал, но у Царя не было для него места, в которое его можно было бы поместить. Только после того, как было подготовлено «место», этот Свет смог открыться. Подробное учение о Цимцум позднее разработал Ицхак Лурия (1534—1572). Цимцум — один из самых главных философских принципов каббалы, ставший для многих ученых источником путаницы (А. Каплан).
Поделиться52009-05-29 16:29:02
Шимон бар Йохай.
Книга Зогар
Наиболее знаменитой каббалистичесой книгой является Книга Зогар (ивр. זוהר, «Сияние»), написанная согласно ортодоксальным каббалистам во II—III веке н. э. р. Шимоном бар Йохаем и опубликованная в XIII веке раби Моше де-Леоном. Известный религиовед и атеист, крупнейший исследователь каббалы Гершом Шолем утверждал что Моше деЛеон сам написал Зогар и выдал ее за сочинение Шимона бар Йохая. Согласно Шолему, обороты речи и грамматика, встречающиеся в книге характерны для Испании XII века.
По преданию р. Шимон бар Йохай со своим сыном Элазаром 13 лет изучал тайны каббалы в пещере. Позже, Шимон бар Йохай обучал Каббале своих учеников и написал книгу Зогар. Каббалисты считают Зогар основой каббалистической мысли и огромной духовной силой. Многие из них рекомендуют содержать её в каждом доме. Чтение Зогара вслух, не обращая внимание на его содержание, просто для «пользы души» (каббалисты считают, что чтения Зогара имеет положительное влияние на подсознательном уровне), стало распространённым обычаем, особенно среди сефардов. В XVI в. Зогар был впервые напечатан в Италии и имел такой авторитет, что любой ученый, имеющий деньги, желал его приобрести. Читателями книги были и христиане, которые интересовались еврейским мистицизмом и возможностями его христианской интерпретации.
Учение Ари
Значительный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р. Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572).
Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы (Лурианская каббала) и преподавал её группе своих учеников. Один из них р. Хаим Виталь (при помощи своего сына Шмуэля Виталя) изложил учение Ари в трактате Писания Ари (ивр. כתבי ארי). Эта книга стала второй по важности после Книги Зогар. Книга Эц Хаим («Дерево Жизни») является одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари».
Лурианская каббала является основой как сефардской Каббалы с XVI века, так и хасидской Каббалы, появившейся в XVIII веке. Практически все современные каббалистические направления изучают Лурианскую каббалу.
Ари разработал учения о «цимцум» («сокращение» или «сопротивление»), «швират келим» (разбиении «сосудов»), «гилгулим» (переселениях душ), «иббур» (объединение душ), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «кавванот», «цаддиким» (праведниках) и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления, и переселения душ.
В основе Лурианской каббалы лежат четыре идеи: «Эйн-соф» (бесконечность) сжался, образуя пространство для творения; божественные сосуды (сфирот), удерживавшие божественную энергию, необходимую для того, чтобы мир был совершенен, разрушились («разбиение сосудов»); после разрушения сосудов, когда большая часть Света уже была заключена в новые сосуды — сфирот, часть искр Божественного Света оказалась в плену в тварном мире у обманчиво самостоятельных сил зла, называемых скорлупами — клипот, или Другой стороной («ситра ахара»); задача человечества состоит в том, чтобы совершить тиккун — возвращение божественных искр Божеству, — для чего необходимо установить в мире божественный порядок и царство закона.
Каббала Лурии — это собственное истолкование Зогара, мудрость которого он постигал в уединении на берегах Нила. Среди евреев распространились легенды о сверхъестественной мудрости Лурии и его учеников. В этих рассказах Лурия предстает как великий пророк.
Поделиться62009-05-29 16:31:06
Феномен современной «массовой каббалы»
(мнение стороннего наблюдателя)
Феномен объясняется тем, что в наши дни работают (активно привлекают последователей) две крупные транснациональные организации, именующие себя каббалистическими: «Центр каббалы» семейства Бергов и «Академия каббалы» Михаэля Лайтмана.
Со стороны может сложиться впечатление «дележа рынка»
потенциальных адептов этими двумя структурами.
Берги вербуют сторонников в среде малообразованной публики. Диковинная смесь каббалистической и астрологической терминологии, обрядовость, амулеты, обещания платным последователям лучшего секса и бизнеса не заслуживают серьезной критики и не способны ввести в заблуждение элементарно образованного человека, зато имеют успех в обывательской среде.
Лайтман, напротив, аппелирует к «начитанной» публике, примеряющей к себе различные пути духовного познания. Лекции и тексты Лайтмана имеют целью привлечь именно образованного человека и предлагают ему такой путь: изучение каббалы с целью открытия в себе «6-го чувства» для непосредственного восприятия и изучения высших миров.
При знакомстве с Лайтманом следует учитывать следующее:
1) В традиционной каббалистической литературе нет прямых упоминаний о «6-м чувстве», также как пока нет известий о том, что кто-либо из учеников Лайтмана смог его обрести в результате обучения. В буддизме и других восточных религиях «6-м чувством» называют разум.
2) В традиционной каббале существует строгий запрет на ее изучение мужчинами моложе сорока лет, равно как не изучившими близко к тексту Талмуд и Танах.
3) Традиционная каббала неразрывно связана с иудаизмом в его наиболее ортодоксальных формах и ни в коем случае не претендует на «научное познание» иных миров.
4) Обучение каббале без знания иврита сходно с изучением музыки без знания нотной грамоты.
Нет оснований предполагать, тем не менее, что Михаэль Лайтман параллельно Бергам всего лишь монетезирует бренд «каббала». Вероятнее всего, мы имеем дело с неадекватно абсолютизированным личным опытом человека, попытавшегося совместить научные знания первой половины своей жизни с трансперсональными переживаниями второй. Размышляя над «лекциями» харизматичного каббалиста Лайтмана, следует учитывать, что его утверждения о единственности и даже обязательности каббалистического пути для всего человечества слишком преувеличены. За 5 000 лет своей сознательной истории человечество открыло множество способов достижения трансперсонального опыта. От цветка, приподнятого Шахьямуни, до «Иисусовой молитвы». От медитации в полусне до страстного зикра. При этом нельзя сомневаться в возможности достижения результата (трансперсонального состояния) всеми этими способами, ибо самими достигшими и результат и способ всегда и всюду описываются одинаково:
- преодоление барьеров (фильтров) сознания
- путем развития в себе альтруизма (отказа от материальных целей, отрешения от мирских забот)
- для единения (слияния) с трансцендентной энергией (Светом, Творцом, Святым духом и т.д.).
Из всех мировых религий, пожалуй, только католичество самоустранилось от поиска такого пути.
Йоги, буддийские монахи, каббалисты, суфисты, исихасты, многие-многие другие, равно как и настоящие художники, музыканты, поэты всегда имеют перед собой одну и ту же цель: непосредственное единение с Высшим через преодоление барьеров сознания. Любые же утверждения о том, что какой-либо из путей к этой цели - есть единственно верный «научный» путь к Творцу, выглядят по меньшей мере неуважительно к тысячелетней истории и опыту человечества.
Людям, не имеющим достаточного багажа общечеловеческих знаний, следует учитывать также, что обе «каббалистические» организации несут в себе ряд признаков тоталитарных сект: обязательство отдавать «наверх» 10-20% доходов и сбережений, ограничения на общение с семьей и др.
http://www.sem40.ru/rest/rumour/12303/
http://pogrom.org.il/forum/viewtopic.ph … bc952e0fa6
Желающим получить объективные (со стороны) сведения о каббале лучше обращаться к трудам ученых, посвятивших ее изучению свою жизнь (таким как Гершом Шолем или Моше Идель).
http://abuss.narod.ru/Biblio/sholem/sholem.htm
О научном взгляде на каббалу, ее происхождении и истории можно прочитать, например, здесь:
http://www.eleven.co.il/article/11899
Имена современных нам «некоммерческих» каббалистов перечислены здесь:
Поделиться72009-05-29 16:33:03
Ответ на критику феномена современной «массовой каббалы»
(мнение последователя Михаэля Лайтмана)
Процесс отрыва иудаизма от каббалы начал не Лайтман. Его начали ортодоксальные равины, не принявшие отмены запрета на изучение каббалы, запрета отмененного Ицхака Лурия (АРИ) и каббалистами его времени.
Последователи научного подхода к Каббале (последователи Лайтмана) полагают, что мировоззрение Каббалы сочетается с любой религией, хотя их представители в Израиле носят кипы и соблюдают заповеди. О том, что в последнем поколении каббала сможет сочетаться с любой религией пишет и Бааль Сулам в своей книге "Последнее поколение".
Известный отрыв каббалистов от религии был во все времена. Ортодоксальные круги всегда утверждали, что занимающийся Каббалой, то есть внутренней работой над собой, ослабляется в выполнении внешних заповедей, что неприемлемо для традиционного Иудаизма.
По мнению части религиозных кругов в традиционной каббале существует запрет на ее изучение мужчинами моложе сорока лет. Этот запрет был отменён со времени Ари и все до одного выдающиеся каббалисты подтверждали необходимость изучения Каббалы всеми. Так например Рав Ицхак Айзик Йехиэль из Комарно пишет в книге «Ноцар Хесед» (4,20):
Если бы прислушались ко мне мои современники, в которых устрашающе возгорается нечистота, начинали бы изучать книгу Зоар и книгу Тикуней Зоар с 9-летними, чтобы подражать ей, тогда бы страх прегрешения упредил знания и устояли бы
Однако мнение каббалистов не было принято ортодоксальными еврейскими кругами, и с этой поры существует два подхода к Каббале.
В ортодоксальном Иудаизме принято считать, что существует строгий запрет на ее изучение не освоившими в совершенстве Талмуд и Танах. Однако все каббалисты, начиная со времён АРИ пишут об отмене этого запрета и о необходимости широко изучения Каббалы. Так, например рав Кук пишет:
Закон, по которому не должен человек гулять в пардесе прежде чем наполнит себя мясом и вином (не заниматься тайнами Торы прежде, чем закончил изучать все остальное), справедлив только относительно тех, кто учит Тору как обязанность. Но кто чувствует в себе стремление учить внутреннюю часть Торы, удостовериться в наличии Творца, тот относится уже к правилу: «Всегда да учит человек только то, что желает сердце его», потому что, очевидно, есть у него к этому особая предрасположенность. И отсюда следует, что это желание Творца, чтобы занимался он познанием Его… ведь все источники эти говорят о знании Творца… Поэтому тот, кто ощущает стремление узнать Творца, да укрепится он в своем пути, и да знает он, что получит мудрость и преуспеет…, а главное в учебе — глубина веселия сердца, и чтобы постоянно душа его желала слиться с Творцом…, а если видит, что большинство изучающих Тору не имеют этих стремлений, знай, что вправду необходимо им не разбивать, что есть у них, пока не будут в состоянии идти постепенно по ступеням, и это не зависит от воодушевления, а только делятся т.о. созданные души.
— рав Кук, «Света Торы» 9,12
По мнению ортодоксальных кругов традиционная каббала ни в коем случае не претендует на «научное познание» иных миров. Бааль Сулам и рав Кук начали использовать слово «мада» — «наука» в отношении к Каббале и это вызвало сильное негативное отношение в ортодоксальных кругах. При этом и Бааль Сулам и рав Кук остаются авторитетными для этих кургов. Бааль Сулам чаще использует слово «хохма», которое можно перевести и как «мудрость», и как «наука», и как «учение», и лишь изредка пользуется словом «мада» (например, в статье «Мир»[1]), которое имеет одно значение — «наука».
Каббалисты воспринимают мир через призму желаний человека и его внутренней работы. Это приводит к непониманию и неприятию со стороны некоторых кругов. Так, например, если каббалист говорит о желаниях неживой природы (камней, атомов и т. д.), то он подразумевает собственные желания этого уровня — занимать определённый объём и недопускать посторонние предметы в него, быть в тепле и т. д. Если каббалист пишет, что каждый ребёнок времён храма с определённого возраста знал законы очищения, то он подразумевает очищение от эгоизма, а не внешние материальные заповеди.
У РАБАШа под шестым чувством понимается экран (масах) подробно описанный в трудах АРИ.
По мнению противников научного подхода к Каббале, система обучения в школе Михаэля Лайтмана не является строго научной. Чертежи и графики духовных миров не содержат под собой чётко-научного нейтрального обоснования. Это отчасти подтверждается и самим Михаэлем Лайтманом, который утверждает, что в отличие от классического научного подхода, при котором учёный, изучающий, скажем, треугольник, не обязан сам уподобиться треугольнику, чтобы его изучить, в Каббале, чтобы изучить определённый духовный объект, учёному необходимо прежде всего уподобиться ему, обретя ту же степень духовного свойства отдачи.
Михаэль Лайтман – верный и строгий последователь Бааль Сулама. Поэтому критика Лайтмана не может быть направлена против него одного. Она должна быть направлена против всей неортодоксальной каббалы. Говоря о единственности каббалистического пути, сторонники школы Лайтмана подразумевают научный принцип — «подобное постигается подобным», то есть Творца можно постичь, лишь приобретя его свойство абсолютной отдачи. Никакая трансцедентальность и трансперсональность не сможет этому помочь, пока человек не приобретёт истинные альтруистические свойства. Те, кто приобретает истинные альтруистические свойства и называются "приобретшими", то есть каббалистами. При этом неважно в какой системе они их приобрели - каббалы или иной. Как известно, Авраам разослал своих внебрачных сыновей по всему миру. Они-то и принесли разным народам каббалистические идеи раскрытия Творца. Свидельством о том, что несмотря на вековой опыт, человечество в целом так и не открыло пока истинного пути к Высшему, могут быть продолжающиеся войны, кризисы, страдания и несправедливости. Обязательство отдавать «наверх» десятину от своих доходов и сбережений принято и в Иудаизме, и в Христианстве, и в Исламе. Некое отдаление от членов своих семьей, не занимающихся каббалой, неизбежно из-за разницы в интересах. В целом Бней-Барух - это научно-просветительская организация, в основе деятельности которой лежит распространение каббалистических знаний (прежде всего на собственном примере), опора на традиции и отношение к миру, как к единому целому (системный подход).
Поделиться82009-05-29 16:37:11
Центр изучения Каббалы
http://www.kabbalah.ru/ссылка на русский.
Центр изучения Каббалы — это крупнейшая в мире образовательная организация, изучающая мудрость Каббалы.
«Наша цель состоит в том, чтобы сделать древнюю мудрость и инструменты Каббалы доступными для умов и сердец отдельных людей, групп, и организаций — независимо от веры, политической ориентации и национальной принадлежности. Центр по изучению Каббалы — это организация, которая мотивирована исключительно духовным ростом человечества, и которая преобразует жизнь людей, помогая им понять и соединиться с духовной природой Вселенной.(с официального сайта Центр изучения Каббалы Ф.Берга)»
Бней Барух
Бней Барух-Международная Академия Каббалы основана в 1991 году ученым-каббалистом, Др. Михаэлем Лайтманом с целью распространения каббалистических знаний во всем мире для повышения духовного уровня человечества.
«Международная Академия Каббалы — некоммерческая организация, вся работа в которой проводится добровольцами, исследователями науки каббала, преследующими лишь одну цель: раскрытие человечеству общих законов мироздания, причины всего существующего, постижение которых приведет весь мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой и прекращению человеческих страданий и глобальных катастроф. Филиалы академии открыты в 20 странах мира и проводят научно-образовательную работу согласно общему уставу академии.(с официального сайта Бней Барух)»
Изучение Каббалы в ортодоксальном иудаизме
Согласно Талмуду, в Торе есть четыре уровня понимания,
называемые: «ПаРДеС» (букв. «Сад»). Это понятие является аббревиатурой:
«Пшат» — простое, непосредственное понимание текста;
«Ремез» — букв. «намёк»;
«Драш» — толкование;
«Сод» — тайна.
Иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания Торы. Тем самым, считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг в все предыдущие уровни: знающий как Письменную Тору, так и Устную (Талмуд). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, при условии, что оно сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона. Изучение Каббалы, как правило, происходит в религиозных центрах: иешивах и бейт мидрашах.
Разногласия среди современных течений в Каббале
По мнению сторонников подхода ортодоксального иудаизма, человек не Богобоязненный, не обладающий достаточным уровнем знания иудаизма и не живущий в соответствии с еврейскими законами, может получить только общее представление об идеях каббалы, но его знания о ней никогда не будут серьёзными. Они также утверждают, что все каббалисты прошлых веков рассматривали Каббалу как неотъемлемую часть еврейской традиции. Они не приветствуют широкое распространение общих знаний и представлений о каббале и против того, чтобы эти популярные представления подменяли собой действительную, по их мнению, каббалу. Проблема, с их точки зрения, возникает, когда эти популярные изложения начинают искажать каббалу — например, отрывая её от иудаизма, от других уровней познания Торы или от соблюдения заповедей. Такие искажения, по их мнению, требуют исправления.
Сторонники массового распространения Каббалы считают, что она оказывает положительное влияние на духовное развитие каждого индивидуума в частности и на человечество в целом. По их утверждению большинство влиятельных каббалистов последних веков были сторонниками распространения учения Каббалы и духовная работа нашего поколения зависит именно от массового процесса самосовершенствования посредством изучения Каббалы. Лидеры движений распространяющих Каббалу Ф.Берг и М.Лайтман являются учениками авторитетных каббалистов(соответственно Йегуды Брандвайна и Б.Ашлага) и считают, что на основе учения Йегуды Ашлага они создали подходящие для простого человека и в то же время глубокие системы изучения Каббалы. Они также приветствуют усиление интереса к Каббале в ортодоксальном Иудаизме, однако считают, что попытки сторонников данного подхода монополизировать «правильный» подход к Каббале абсолютно неприемлемыми.