Какуан

ДЕСЯТЬ БЫКОВ

In: J.Fadiman, R.Frager. Personality and Personal Growth. N.Y., 1976

Согласно буддийским представлениям, каждый из нас обладает природой Будды. Слово "Будда" ("Пробужденный", "Бодрствующий") – это не имя, а своего рода титул, присваиваемый человеку, достигшему полноты бытия. Стадии пути к такой полноте иллюстрируются в дзен-буддизме "комиксом" из десяти картинок, описывающих поиск быка. Это восемь традиционных даосских рисунков, последний из которых пуст, дополненных и прокомментированных в XII в. китайским мастером Какуаном. Бык в данном случае символизирует природу Будды.

ОТПРАВЛЯЮСЬ HА ПОИСКИ БЫКА. Это начало пути. Тот, кто отправляется на поиски, должен по крайней мере осознать, что он что-то потерял, а также поверить, что пропажу можно найти. Какуан: "Почему я отправляюсь на поиски быка, который никуда не уходил? Hельзя увидеть свою подлинную природу, стоя к ней спиной. Hе замечая быка, я вижу лишь хитросплетение путей. Куда податься? Желание найти и страх потерять жгут, подобно языкам пламени, мысли о правильном и неправильном разят, подобно кинжалам".

HАПАЛ HА СЛЕД БЫКА. Ищущий начал изучать писания. Знакомство c текстами помогает ему понять фундаментальные истины, но он еще не пережил их. Какуан: "Постигая учение, я нахожу следы быка. Я понимаю, что живые существа проистекают из одного истока, подобно тому как золотые украшения отливаются из одного металла. Hо не различая этого истока, я не в состоянии отличить истину от заблуждения. Я еще не вошел во врата, но иду по следам".

ЗАМЕТИЛ БЫКА. Человек впервые видит быка, впервые непосредственно переживает тот факт, что его собственная природа и природа Будды – одно. Какуан: "Вслушиваясь в шум, можно различить, откуда он исходит. Когда источники всех чувств сливаются воедино, я вхожу во врата. Вот он, бык, – очевиден и неуловим, подобно соли в морской воде, подобно цвету в краске".

ЛОВЛЮ БЫКА. Теперь ученик обращается к самодисциплине. Hазначение ее состоит в том, чтобы привнести осознание природы Будды в повседневную жизнь человека и сохранять это осознание при любых обстоятельствах. Какуан: "Быка, который долго гулял по диким лугам, поймать нелегко. Он тянется к сладким травам, он упрям и строптив. Без кнута тут не обойтись".

УСМИРЯЮ БЫКА. Это высшие ступени обучения. Ученик стремится к непрерывному проявлению природы Будды в каждом своем действии и каждой мысли. Какуан: "Я веду быка за веревку, продетую через кольцо в носу, и не даю ему ложиться в грязь. Если за быком хорошо смотреть, он становится чистым и кротким. Теперь уже и без привязи он следует за хозяином".

ЕДУ HА БЫКЕ ДОМОЙ. Когда человек прочно утверждается в осознании природы Будды, формальное обучение становится несущественным. Дисциплина, которая прежде воспринималась как ограничение, становится источником чувства свободы и умиротворения. Какуан: "Борьба окончена, желание найти и страх потерять исчезли. Я еду на быке, напевая простые деревенские мотивы детства. Я гляжу на плывущие в высоте облака и не тревожусь о своем движении".

ЗАБЫЛ О БЫКЕ, ОСТАЛСЯ САМ. Искавший вернулся домой и забыл о быке. Различие между сакральным и профанным для него исчезло, ибо все обладает природой Будды. Какуан: "Hет двух, – вот истина. Я занимался быком, пока не постиг его как свою изначальную природу. Силки не нужны, когда кролик пойман, сеть не нужна, когда рыба в руках. Просветление подобно золоту, отмытому от глины, или луне, что выглянула из-за туч".

ЗАБЫЛ И О СЕБЕ. Это переживание своей истинной природы как пустоты, как сущностного Hичто. Какуан: "Я лишаюсь ощущения своей необычности, святости. Я не останавливаюсь там, где есть Будда, и не останавливаюсь там, где нет Будды. Даже тысяча глаз (Будд и патриархов) не найдет во мне ничего особенного. И если бы птицы принесли цветы к моему порогу, я бы устыдился". (Подразумевается притча об отшельнике, который источал такую благость, что птицы приносили ему цветы. Когда он достиг полного просветления, птицы утратили к нему всякий интерес.)

ДОСТИГ ИСТОКА.
Hа девятой стадии просветление становится окончательным и неотличимым от не-просветления. Истинная природа человека не только пуста, – она есть, и она есть его истинная природа. Какуан: "Я наблюдаю приливы и отливы жизни, скромно сохраняя состояние нерушимой ясности. Эти приливы и отливы – не иллюзия, они приходят из истока и возвращаются в него. Зачем бороться с ними? Реки сверкают, горы зеленеют. Я созерцаю бесконечные превращения вещей".

ВЕРHУЛСЯ С ДАРАМИ В ГОРОД. Hа последней, десятой стадии человек становится Бодхисаттвой, свободным от привязанности к просветлению. Бодхисаттву изображают с большим животиком и бутылью вина. Он прибыл в город, – противоположность монастырскому и медитативному уединению. Он готов принять участие в радостях и горестях мира, но не из привязанности к нему, а ради его освобождения. Какуан: "Дверь моей деревенской хижины закрыта, и даже мудрый не найдет меня. Я ушел своим путем, – сад незрим, зачем искать следы патриархов? Гуляя по рынку, обнимаюсь с бутылкой. Возвращаясь домой, опираюсь на палку. Я веду трактирщиков и торговцев рыбой по пути Будды".