Влияние Каббалы на знаменитых философов и учёных

Утверждения о том, что якобы такие греческие философы как Пифагор и Платон испытали влияние Каббалы, в последнее время отвергаются историками. Они полагают, что некоторые сходства между идеями греческих философов и Каббалой, объясняются тем, что Каббала, как и иудейский мистицизм сформировались под сильным влиянием неоплатонизма и неопифагорейства, Влияние каббалы прямо или опосредованно испытали такие философы, как Ф. Шеллинг,[источник?] Ф. Баадер,[источник?] В. С. Соловьев,[источник?] Н. А. Бердяев,[источник?] психолог К. Г. Юнг,[источник?] Исаак Ньютон и многие другие мыслители.

Бенедикт Спиноза и Каббала
Соломон Маймон, в молодости изучавший каббалу, обратил внимание на близость к ней спинозизма: "Каббала – это только расширенный спинозизм" ("erweiterter Spinozismus"). Впоследствии К. Зигварт, А. Крохмаль, Я. Фройденталь, Г. Вольфсон, С. Дунин-Борковский, И. Сонн, так же как Г. Шолем, были очень внимательны к каббалистическим следам в философии Спинозы. Как отмечал еврейский исследователь Исайя Сонн, в 17 в. противники Спинозы утверждали, что философское содержание его «еретической» философии было почерпнуто из каббалы, в то время как ее математическая форма унаследована от философии Декарта. Спинозизм, таким образом, – это "каббала в геометрической одежде". В те времена связь спинозизма с каббалой использовалась как обоснование для его суровой критики. Например, картезианцы считали, что Спиноза исказил философию Декарта из-за своей зависимости от каббалистических идей, и даже такой выдающийся мыслитель как Н. Мальбранш соглашался с этим обвинением. Одна из первых и наиболее известных попыток связать философию Спинозы с каббалой была заявлена двумя книгами И. Г. Вахтера, вышедшими в самом начале XVIII века. Первая – «Der Spinozismus im Judenthums, oder, die von dem heutigen Judenthumb und dessen Geheimen Kabbala, vergoetterte Welt, an Mose Germano sonsten Johann Peter Spaeth von Augsburg geburtig befunden under widerleget» – появилась в Амстердаме в 1699 году. В ней Вахтер занял очень отрицательную позицию по отношению к каббале, и тем самым также осудил еретика Спинозу и атеистическую философию, предположительно проистекающую из каббалы. Однако во второй книге – «Elucidarius Cabalisticus sive reconditae Hebraeorum philosophiae recensio» (Romae, 1706) – Вахтер дает краткий очерк еврейской оккультной философии и ее связи со Спинозой. В этой книге он утверждает, что каббала – это «спинозизм до Спинозы» ("Spinozismo ante Spinozam"), и тем самым реабилитирует Спинозу от своих прежних обвинений. Лейбница также заинтересовала эта проблема. В «Теодицее» он пишет: «Один немец, уроженец Швабии, несколько лет тому назад ставший иудеем и распространявший свое догматическое учение под именем Моисея Германуса, смешав это учение с воззрениями Спинозы, думал, что Спиноза возродил древнюю Каббалу евреев; кажется также, что один ученый [Вахтер], опровергавший этого еврейского прозелита, разделял такое мнение о Спинозе”. Сам Спиноза признавал, что изучал каббалистические книги, но выразил чрезвычайно отрицательное отношение к ним: «Читал также и, кроме того, знал некоторых болтунов-каббалистов, безумию которых я никогда не мог достаточно надивиться». Однако Дунин-Борковский правильно прокомментировал это место: «Контрасты иногда бывают источником подстрекательства и возбуждения». Уничижительное замечание Спинозы в «Богословско-политическом трактате» было адресовано каббалистической экзегезе Библии; оно не имеет никакого отношения к вопросу о влиянии каббалы на его философию, например, на концепцию имманентности.(См.: Нечипуренко В.Н. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, №1. С.13-21).

Исаак Ньютон и Каббала
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/1/13/Newtonzohar.jpg/127px-Newtonzohar.jpg

латинский перевод книги Зоар, принадлежавшей Исааку Ньютону

В книге «Религия Исаака Ньютона» Франк Мануэль писал: «Ньютон был уверен, что Моисею были известны все научные тайны».

Др.Сет Панкост писал «Ньютон был ведом к открытию физических законов (сил притяжения и отторжения) изучением Каббалы».

В библиотеке Ньютона был найден латинский перевод книги Зоар «Kabbala Denudata», хранящийся ныне в «Trinity College» в Кембридже.

Исаак Ньютон основывал свои научные исследования на философских постулатах. В частности он писал:

«В предыдущих книгах я изложил начала философии, не столько чисто философские, поскольку математические, однако такие, что на них могут быть обоснованы рассуждения о вопросах физических. Таковы законы и условия движений и сил, имеющие прямое отношение к физике. Чтобы они не казались бесплодными, я пояснил их некоторыми физическими поучениями»

Христианство и Каббала

В XV в. в Европе появляется движение, утверждающее, что истинный, скрытый смысл каббалы — христианский. Основоположником христианской каббалы стал один из интереснейших представителей эпохи Возрождения Пико делла Мирандола. Христианские каббалисты видели в каббале откровение, с помощью которого можно постигнуть тайны Пифагора и Платона. С этой каббалой, просуществовавшей до 18 в., связано также имя христианского мистика Я. Бёме (конец XVI в. — начало XVII в.).

Римские папы XVI века и Каббала

Римские Папы эпохи XVI века не усматривали противоречий между Каббалой и Христианством. Так например, первое печатное издание книги Зоар было издано христианами по личному указанию папы Пия IV в 1559 году. В отличии от Зоара, книги Талмуда обвинялись инквизицией в клевете на христиан, ереси и сжигались инквизиторами. Некоторые исторические источники считают, что поддерживая распространение каббалистической литературы папы хотели привлечь евреев к крещению.

Масонский орден и Каббала

Изучение Каббалы являлось одной из тайн некоторых направлений символического масонства, членами которого были в средние века многие видные представители знати, дворянства и духовенства.

Влияние Каббалы на современную культуру
Общее распространение Каббалы в конце ХХ в начале XXI века привлекло к изучению Каббалы многих деятелей культуры и искусства.

Каббалу в различных изложениях изучают российский певец Филипп Киркоров, телеведущий Александр Гордон, американские артисты Розан Бар, Деми Мур, Аштон Кучер, английский футболист Дэвид Бекхэм и его жена, певица Виктория, израильские артисты Аки Авни, Сэнди Бар, Саша Демидов, Орна Питуси; певцы Рами Кляйнштейн и Аркадий Духин.

Наиболее известной поклонницей Каббалы является певица Мадонна, чьи последние альбомы наполнены каббалистическими мотивами. В частности, в своём последнем альбоме Мадонна исполняет песню «Исаак»[3], в которой используется шофар, а также израильский певец Ицхак Синуани, сопровождающий Мадонну, исполняет на иврите мотив «Эль Хай» (букв. «Бог Живой»), автором которого является каббалист Шалом Шавази.

Евангелион — аниме-сериал, срежиссированный в 1995 году Хидэаки Анно по собственному сценарию на студии Gainax — также имеет в своем сюжете ссылки на Каббалу.