Обручение с Иосифом
Однако по достижении совершеннолетия она не могла остаться при храме, и для неё традиционным обрядом был избран супруг, охраняющий её и уважавший её обет — выбранный из колена Давида престарелый Иосиф Обручник. По другой версии это произошло, когда ей было 14 лет, по инициативе первосвященника. Причём Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл.
Благовещение
Устюжское Благовещение», начало XII века. Государственная Третьяковская галерея
В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы (символ предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса из «пурпура» материнской крови в утробе Марии). По другой версии, Дева Мария в то время читала священную книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се дева приимет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы она счастлива, если бы она сподобилась увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда и произошло Благовещение — посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от неё Спасителя. По Евангелию от Луки (1:26) Мария в это время жила в Назарете. Это первое упоминание о Марии в Евангелиях. По учению Православной церкви, Сын Божий воплотился сразу после согласия «Богоотроковицы», при этом Он принял не первозданное человеческое тело (как у Адама, к чему склоняется Католическая церковь), а уже повреждённое грехом (слабое) человеческое естество, которое Ему предстояло исцелить и возвысить на бесконечную высоту своими крестными страданиями, смертью и воскресением.
Встреча Марии и Елизаветы
Иосиф обручник, увидев, что Дева Мария ожидает ребёнка, огорчился и лишь из жалости к ней не захотел опозорить её публичным обвинением, поэтому решил отпустить её без огласки. Но явившийся Иосифу архангел Гавриил успокоил его, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». После этого, как повестует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её». Однако по апокрифической версии сообщается, что после посещения её ангелом она была прелюдно подвергнута испытанию «горькой водой, наводящей проклятие» на неверных жён. Этот способ рекомендуется в Библии (Чис. 5, 11-31) и даже в талмудческом трактате «Сота». Ей удалось пройти испытание, что подтвердило её целомудрие.
Ожидая чуда девственного материнства, Мария направилась в дом Захарии и Елизаветы, своей родственницы, которая уже 6-й месяц ожидала рождения Иоанна Крестителя. При встрече с ней Мария произнесла красивейший гимн «Величит душа моя Господа…». Там она прожила 3 месяца, после чего вернулась в дом Иосифа.
Рождество Христово
По требованию римской администрации при переписи населения Мария и Иосиф, как представители рода Давидова, отправились в давидов город Вифлеем, где и родился Иисус — в яслях, так как все гостиницы были заняты и путешественникам пришлось остановиться в стойлах. Там их нашли волхвы (см. Поклонение волхвов) и пастухи (см. Поклонение пастухов). На 8-й день ребёнок был обрезан (см. Сретение Господне). Симеон Богоприимец предрёк, в частности, Богородице страдания («и тебе самой оружие пройдёт душу»), откуда появился иконографический символ сердца Богородицы, поражённого одним или семью мечами — «Умягчение злых сердец». Спасаясь от избиения младенцев, устроенного Иродом, Святое семейство покинуло Израиль (см. Бегство в Египет).
«Оплакивание Христа», Пьетро Лоренцетти, фреска в церкви Сан-Франческо в Ассизи
Дальнейшая жизнь
Затем Мария упоминается при описании случая, когда в возрасте 12-ти лет Иисус при поездке в Иерусалим отправился в Иерусалимский храм и общался со священниками (см. Иисус среди учителей).
При описании евангелистами событий жизни Иисуса Христа дева Мария упоминается как присутствовавшая на браке в Кане Галилейской. Некоторое время она была вместе с сыном в Капернауме. На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Больше упоминаний в Новом Завете о Марии нет. В Деяниях святых апостолов не указывается, была ли Дева Мария даже в день Пятидесятницы среди апостолов, когда на них сошёл Святой Дух в виде огненных языков. Православные теологи отвечают отрицательно, считая, что Святой Дух всесовершенно и неотступно уже пребывал на Деве Марии со дня её Благовещения: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:35).
«Успение Богоматери», Феофан Грек
Успение Богородицы
Основные статьи: Успение Богородицы, Гробница Богородицы
Считается, что она умерла в Иерусалиме или Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году.[2] Традиция считает, что к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третьий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил.[3] Католики считают что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.
Пророчества
Главным ветхозаветным пророчесвом о Богородице являются слова пророка Исаии Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14).
Кроме этого церковная традиция относит к ветхозаветным образам Богородицы следующие библейские сюжеты:
Лестница Иакова, как символ того, что через рождение Иисуса Христа от Богородицы небо соединилось с землёю (Быт. 28:12-17);
Неопалимая купина, как символ её непорочного зачатия (Исх. 3:2-5) (к нему также относят сосуд с манной, дарованной Богом евреям во время их странствий по пустыне) (Исх. 16:32-34);
Слова о Дщери Сиона из пророчества Софонии о рождении Христа (Соф. 3:14).
Ворота храма, как символ непорочности Богородицы — в пророчестве Иезекииля (Иез. 44:1-4).
Символическая Премудрость в Книге Притчей Соломоновых (Прит. 9:1-11).
Жена Царя (символически: Царица рядом с Мессией) в Псалме Давыдовом (Пс. 44:10-18).
И новозаветний символический прообраз (в католицизме), традиционно относимый к Богородице:
Жена, облечённая в солнце в Откровении Иоанна (Откр. 12:1)
Иконография и символы Богородицы
Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. В западноевропейской живописи традиционный атрибут Марии — белая лилия, символ непорочности.