<<настрой - КИ >> ш а л о м, хавер !

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Душа

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

http://www.russianartist.info/gallery/teacher_01drawing.jpg
рис.Мария Скребцова.http://www.russianartist.info/art_teacher.htm
Душа

Душа́ (от ст.-слав. доуша) (греч. ψυχή, лат. anima) — нематериальная сущность (природа) человека (согласно многим идеалистическим философским направлениям и религиозным течениям) дающая начало и обуславливающее жизнь организма, способности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли, представляющая собой «дуновение жизни»; обычно противопоставляется телу.

История развития понятия

Понятие души восходит к анимистическим представлениям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда — и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе, как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой её потере, привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе, как о субстанции, существующей независимо от тела.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит). По Платону, душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания — лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе, т. е. психологию, подчинённую принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. В 1863 Вильгельм Вундт прочёл лекции об истории развития души человека и души животных. Вундт излагал проблемы психогенеза в своих работах «Grundzüge der physiologischen Psychologie» (1908—1911) и «Völkerpsychologie» (1908—1917). Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. Для Паладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно».

Для современной психологии душа — носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. Гештальткачества) микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (одушевленность).

Понятие души в науках
Душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная душа). До Нового времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией.

Развитие душевной жизни («психогенез») исследуется как психогенетически, так и онтогенетически — детской психологией, этнопсихологией, зоопсихологией; исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной жизни занимается психология развития. Поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенеза.

Понятие души в религии и философии

Большинство религий трактуют душу как нечто изначально присущее человеку, связующее человека и божественное.

Философия

Душа — в религиозной философии нематериальная сущность, которой свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать[источник не указан 106 дней]. Средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью. По взглядам религиозных философов именно душа способна превозмогать детерминирующие влияния извне от природного и социального миров и становиться источником совершенствования внешнего мира, его очеловечивания.[источник не указан 106 дней] Религиозные деятели утверждают, что любая человеческая душа для Бога дороже, чем весь мир и именно поэтому Бог, в лице Иисуса Христа, принял в Себя человеческое естество, созданное Им по Своему образу и подобию, и пострадал именно за людей.[источник не указан 106 дней]

Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков. Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела — двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая — либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», — пишет Аристотель, для которого «все естественные тела суть орудия души».

После теософского периода к исследованию души вновь обращаются Шопенгауэр, Кант и Гегель. В двадцатом веке преобладает тенденция интерпретации души как мистического понятия, несмотря на работы таких учёных, как Брентано, Фрейда (с понятием ид), Юнга, Ясперса и Габриэля Марселя, утверждающих, что любой человек переживает внутри себя импульсы и творческие жизненные стремления, не связанные напрямую со сферой рассудка.

Христианство
Согласно пониманию некоторых отцов церкви (например, Тертуллиана), душа материальна, другие же отцы (например, Августин) считают её духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. Против такого понимания, являющимся господствующим в христианстве, выступает Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума. Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

Согласно Библии (Быт.9:1-5), душа (в крови) есть и у животных, только, в отличие от человеческой, она не бессмертна [источник?], то есть, распадается в момент смерти животного. По этой причине благочестивые христиане (Деян.15:28-29) иудеи и мусульмане стремятся сливать кровь у животных перед употреблением в пищу их мяса, тщательно его прополаскивать, прожаривать, проваривать или мариновать. Вместо крови животных христиане стремятся вкушать пречистое Тело и Кровь Христа. В РПЦ монахам вообще не положено (по Типикону) вкушать мясо, хотя яйцо и молоко им дозволяется есть, только когда нет постов.

Каббала
цитата из статьи Бааль Сулама "Тело и душа"

В Викитеке есть полный текст статьи Тело и душа ..."суть человека представляет собой совершенно иное, не видимое и не ощущаемое, потому что это – духовная сущность, в скрытой форме воплощенная внутри тела. И это "я" человека. Это "я" человека, представляющее собой тело со всем его наполнением, считается собственностью этого "я", духовного и вечного."...

Теософский словарь Е. П. Блаватской
По Блаватской, душа, психея или нэфеш Библии — жизненный принцип или дыхание жизни, который каждое животное, вплоть до инфузории, имеет подобно человеку. В «переведённой Библии» она без различения фигурирует и как жизнь, и как кровь, и как душа. «Не будем убивать его нэфеш», сказано в оригинальном тексте; «не убьём его», переводят христиане (Быт. 37:21).

Материал из Википедии

2

Энтелехия

Энтеле́хия (греч. ἐντελέχια, от ἐντελής, «законченный» и ἔχω, «имею») — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.

Душа есть, по Аристотелю, первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь «способностью» жить, действительно живёт, пока оно соединено с душою. В современных терминах это понятие можно отождествить с понятием «функция». Таким образом сложное для современного ума выражение «душа — энтелехия тела» становится понятным: «Душа — функция тела».

В дальнейшем в традициях Аристотеля рассматривали душу как энтелехию, например, Гёте, Вильгельм Вундт, Ханс Дриш.

3

Аристотель

О ДУШЕ
Перевод П.С.Попова,
исправленный и дополненный М.И.Иткиным
с примечаниями А.В.Сагадеева
В кн.: Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.1, с.371-448
М.: "Мысль", 1976
Значение обзора взглядов философов-предшественников на душу. Два отличительных признака одушевленного. Душа как движущее начало. Взгляды Левкиппа – Демокрита и пифагорейцев. Душа как нечто самодвижущееся. Взгляды Анаксагора, Эмпедокла, Платона. Душа как самодвижущее число. Разногласие о началах. Взгляды Фалеса, Диогена, Гераклита, Алкмеона, Гиппона, Крития. Три признаваемых философами-предшественниками признака души. Учение о том, что подобное познается подобным. Душа и начала. Возражение Анаксагору. Противоположности в началах. Происхождение названия жизни и души
http://psylib.org.ua/books/arist01/index.htm

4

Три секрета душевной близости
http://i.i.ua/photo/images/pic/6/7/667776_400c2598.jpg

Люди, много лет живущие парой, бок о бок, редко сохраняют после десяти или двадцати лет совместного проживания тот же накал страстей, который когда-то привел их в объятия друг к другу. Считается нормальным, что бурные чувства должны, со временем, сменится тихой, ласковой душевной близостью. Однако немногим парам удается сберечь по отношению друг к другу задушевную нежность. А ведь сделать это проще, чем кажется.

Первый секрет душевной близости с партнером, как ни странно, любовь к себе самому. Потому что человек, недовольный собой, недоволен и всем окружающим миром. И срывает зло он, в первую очередь, на тех, кто рядом. А самый беззащитный в этом отношении тот, кто живет с не любящим себя человеком на одной жилой территории.

К тому же, очень трудно строить отношения с тем, кто смотрит на себя с отвращением, и просто не понимает, что хорошего в нем могли найти другие, а значит, и не верит им, подозревая за их попытками построить доверительные отношения, корыстные мотивы.

Вторая тайна тепла и нежности - это отношение к партнеру. Недовольство им и постоянные упреки приводят к обидам, и негативным эмоциям, которые могут разбить любую, даже самую прочную лодку семейной жизни. Живя с человеком на добровольной основе трудно не отыскать в нем хорошие стороны. А, отыскав – их надо подчеркивать, выделять, обращать внимание партнера на его же собственные хорошие качества.

Секрет третий – это ежедневное общение. Причем, оно не должно сводиться к разговорам, вроде «пора купить новый телевизор \ нужно побелить стены» или «ребенок опять провалился на экзамене, тебя просят придти в школу». Общение должно быть содержательным, и развиваться на основе интересов, объединяющих двоих людей.

Счастливой можно назвать пару, в которой обоим партнерам, даже после многих лет совместной жизни, есть, что сказать друг-другу, где оба с нетерпением ждут общения друг с другом, и не утратили способности удивлять, интересовать и радовать своего любимого человека.

По специальным материалам

5

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=kMNJBzs7wMw[/youtube]

6

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК

ДУША - ДУШЕВНОСТЬ - ДУШЕВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - ДУШЕВНЫЕ СКЛОННОСТИ

 
Душа (греч. psyche, лат. anima) -

в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания
(и вместе с тем основа) живого существа,
особенно человека;
антитеза понятий тела и материи.

Научное понятие души: душа - в отличие от индивидуального духа (см. Дух) - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств  и стремлений (витальная душа).

Результат наблюдений над душой анализирует психология.

До нового времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией. При возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый «выдыхал» душу).
Соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т.д.) привели к тому, что в ней видели носительницу души. Отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о душе, существующей независимо от тела.

Развитие душевной жизни

(греч. «психогенезис») исследуется как психогенетически, так и онтогенетически - детской психологией, психологией народов, зоопсихологией; исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной жизни занимается психология развития.
«Психическая жизнь не возникла раз и навсегда с незапамятных времен, она возникает постоянно. Где и когда развитие группировок постоянно достигает соответствующей формы, там должно возникнуть психическое и всякий раз - в определенной форме» (Штумпф).
Поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенезиса.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, как было у большинства досократиков в греч. философии.
По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию.
Аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.
Согласно пониманию некоторых отцов церкви (напр., Тертуллиана), душа материальна,
др. же отцы (напр., Августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. Это понимание в христианстве, является господствующим.
Против него выступает Кант.
Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума. Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности души должна уступить место теории о ее актуальности. Представления о развитии души были введены романтикой и нем. психологией.
Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе, т.е. психологию, подчиненную принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности.
В 1863 В. Бунд прочел лекции об истории развития души человека и души животных. Вильгельм Вунд излагал проблемы психогенезиса в своих работах «Grundzьge der physiologischen Psychologie» (1908-1911) и «Vцlkerpsychologie» (1908 - 1917).

Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. Для Паладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно».
Для современной психологии душа - носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. Гештальткачества) микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (одушевленность).  (см. Психотерапия)

Душевность (нем. Gelst) лишь нем. языку свойственное обозначение тесного единства духовной и чувственной жизни чувства, внутреннего содержания души .

Душевные движения - чувства, аффекты, страсти, настроения.

Душевные склонности - понятие старой психологии, рассматривавшей мысли, чувства и волю как самостоятельные душевные склонности (так, напр., у Канта - склонность к познанию, к желанию, склонность к радости и грусти). Новая психология, наоборот, рассматривает все явления психического как акты Я.

Души глубины - согласно Экхарту и др. нем. мистикам, то, что способствует включению в душу божественного; сущность души, а также божественный образ, свет или «искра».

Души превращения - метемпсихоза - (от греч. metempsychosis - переселение душ) переселение души из одного тела в какое-либо др. в зависимости от обстоятельств, происходящее якобы в момент смерти.
Вера в переселение душ была особенно распространена у индийцев и египтян и образовала осн. составную часть буддийской, орфической и пифагорейской философии. ( см. Парапсихология)

Anima (жен. род от animus), означающему воспринимающее, инстинктивное, животное (анимальное) начало в человеке. Знание этой двойственности человека и порождаемых ею разногласий, производящих то разрушительное, то созидающее действие, очень древнее по происхождению, живет в мифах и сказаниях и находит выражение в некоторых живых языках, как, напр., в слав, (чешек.: duch и duse).
Противоположность слову Animus (лат. — душа) — характер, совокупность мысли, чувства и воли.



Создать форум © iboard.ws