Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование),

также философия существования

— направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека.

Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии,
от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом.

Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр.

Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм»,
где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэй, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

Одним из первых термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени»,
а в 1938 году он вынес его в название отдельной работы. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. В 1939 году после смерти русского философа-эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Киргегард и экзистенциальная философия», однако знакомство Шестова с творчеством Кьеркегора произошло лишь в 1928, когда русский мыслитель написал все свои основные работы.
В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр (фр. L'existentialisme est un humanisme, 1946), где экзистенциализм разделен на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Мартин Хайдеггер).

Содержание учения

Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля).

Экзистенциальная философия — это философия бытия человека

Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.

В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти.
В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

Понимание человека

В экзистенциализме, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,
который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты .
Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

История и представители

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:
Л. Шестов
Н. А. Бердяев
В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:
К. Ясперс
М. Хайдеггер
М. Бубер
Нашёл своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции:
Ж.-П. Сартр
Г. Марсель
М. Мерло-Понти
А. Камю
С. де Бовуар
В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:
Австрия:
В. Франкл (логотерапия)
Италия:
Э. Кастелли (it)
Н. Аббаньяно
Э. Пачи
Испания:
Х. Ортега-и-Гассет (относительно близок)
В США идеи экзистенциализма популяризировали:
У. Лоури
У. Баррет
Дж. Эди
И. Ялом (экзистенциальная психология)
Великобритания:
А. Мёрдок
[править]Родственные направления
К экзистенциализму близки религиозно-философские направления:
Французский персонализм:
Э. Мунье
М. Недонсель
Ж. Лакруа
В немецком протестантизме — диалектическая теология:
К. Барт
П. Тиллих
Р. Бультман
[править]Предшественники
Своими предшественниками экзистенциалисты считают:
Блеза Паскаля,
Сёрена Кьеркегора,
Франца Кафку,
Мигеля де Унамуно,
Ф. М. Достоевского,
Фридриха Ницше.

↑ Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 49.
↑ Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 113.
↑ Ясперс К. Духовная ситуация времени — С.304
↑ Лев Шестов
↑ Сидоров А. Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-70-е гг. ХХ в.): Монография. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2006.
↑ Ясперс К. Духовная ситуация времени — С.379
↑ Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 61.
↑ Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 64-65.
↑ Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С. 107-109.

Ссылки

Статья в «Новейшем философском словаре»
Статья в БСЭ
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм
Лукач Д. Экзистенциализм
Курс лекций Петра Рябова о философии экзистенциализма (аудиозапись)