<<настрой - КИ >> ш а л о м, хавер !

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » <<настрой - КИ >> ш а л о м, хавер ! » МИФОЛОГИЯ » Мифологема


Мифологема

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Мифологе́ма (от греч. mythos — сказание, предание, греч. logos — слово, наука)

термин, используемый для обозначения устойчивых и повторяющихся конструктов народной фантазии, обобщённо отражающих действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций, одушевлённых существ, которые мыслились архаическим сознанием как вполне реальные. Примеры: мифологема Мирового Дерева, мифологема Потопа, мифологема Смерти и т. д.

Данный термин был заимствован общеупотребительной научной лексикой из психоанализа Юнга.

Мифологема также используется для обозначения сознательно заимствованных мифологических мотивов и перенесение их в мир современной художественной культуры.

Распространённые мифологемы

Женщина-судьба 
Богиня-мать
Мировое Дерево
Ось мира
Золотой век
Острова блаженных
Рай
Ад

2

Богиня-мать — главное женское божество в большинстве мифологий.

Мифологический сюжет
Часто Богиня-Мать соотносится с землей, она является полнейшим воплощением женского творческого начала. Мать дарует жизнь, поэтому самый важнейший её атрибут — плодовитость. Но в древнейшей мифологии Богиня-мать не только даровала жизнь, но и отбирала. Отсюда зачастую она и богиня подземного царства.

В древности культ Матери носил почти универсальный характер. Археология дает свидетельства широкого распространения культа Матери в каменном веке. На огромном пространстве от Пиренеев до Сибири: в доарийской Индии, в доизраильской Палестине, в Финикии, в Шумере, и сегодня находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Такие статуэтки называют «венерами». У них имеются общие черты: большие груди и бедра, нередко отсутствие головы.

Рядом с Богиней-матерью присутствует образ Божественного супруга и Божественного дитя.

В период патриархата, когда в религии ведущее место заняли боги, а не богини, культ Богини-Матери зачастую приобретает оргиастический характер.

Богиня-мать в различных мифологиях

Армянская мифология
Анаит — богиня-мать, богиня плодородия и любви.


Африканская мифология

Богиня Миноха

Гальская мифология
Кори — богиня Луны

Греческая мифология
Артемида Эффеская
Афина
Афродита
Деметра
Гера
Гея
Персефона

Древнеарабская мифология
Аллат

Египетская мифология
Исида
Хатор

Зороастрийская мифология

Анахита — богиня чистоты и непорочности

Индуистская мифология
Адити — богиня ариев Индии
Деви
Матри — в индуистской мифологии богини-матери
Шакти — богиня женского начала, Вселенская Мать

Кельтская мифология
Ану (Ана), Дана — матерь ирландских богов
Бригита

Малоазийская мифология
Ма — каппадокийская богиня
Кибела

Мифология Кавказа
Эос (мифология)

Мифология Центральной Америки
Сейба — богиня- мать майя
Атлатонин (аст. Atlatonin) — одно из имён ацтекской богини-матери

Мифология Южной Америки
Пачамама — Мать-Земля, богиня народов Анд

Римская мифология
Венера
Матер Матута (лат. Mater Matuta),
Юнона

Славянская мифология
Мокошь, Мока — богиня брака и родов, пряха, прядущая бесконечную пряжу
Рожаницы — женские божества плодородия, покровительницы рода, семьи, домашнего очага

Тюркская мифология
Умай

Шумеро-аккадская мифология
Иштар
Намму — богиня-мать, прародительница богов; участвовала в создании из глины первых людей.
Инанна
Нинхурсаг
Тиамат - богиня солёных вод , прородительница богов.

3

Ось мира (лат. Axis mundi)
в мифологии и религии ось, связывающая небо и землю. Понятие оси мира существует в культурах практически всех народов Земли. Ей может быть столб (лат. universalis columna), лестница, гора, дерево, лиана и др.

Образ оси мира различается у разных народов в зависимости от мировоззрения, присущего конкретной культуре. Одно из наиболее частых представлений об оси мира — это священная гора, мифическая или реальная, которая считается высшей точкой Земли и центром мира. Иногда также считается, что на этой горе произошло творение мира. Известными примерами горы, как оси мира, являются Олимп в Греции, «Меру в Индии, Хараберецаити в Иране, мифическая „Гора Стран“ в Месопотамии, Геризим в Палестине, которая впоследствии была названа „Пупом Земли“. Потому что Священная Гора это Axis mundi, связывающая Землю и Небо; она касается Неба и обозначает наивысшую точку Мира. Из этого следует, что прилегающая к горе территория, составляющая „наш мир“, расценивается как местность, расположенная ближе всего к небу».

Axis mundi часто фигурирует в виде мирового дерева, соединяющее подземный мир, мир людей и мир богов. Классическим примером мирового дерева является Иггдрасиль из скандинавской мифологии. Это ясень, держащий небесный свод. Под ним ежедневно собирается совет богов. Три корня Иггдрасиля уходят в три мира: в мир людей (Мидгард), мир великанов-ётунов (Ётунхейм), и мир мёртвых (Нифльхейм). У подножья древа бьют три источника (первоначально, видимо, один и тот же): источник судьбы, источник мудрости и источник всех земных рек.

Небесная, или космическая, колонна также может считаться осью мира. Этот мифологический сюжет можно найти у делаверов и в дохристианской румынской мифологии. Часто Млечный путь представляется как космическая колонна, поддерживающая небеса и связывающая их с землей.

Среди других образов axis mundi можно отметить города, особенно столицы, дворцы и храмы (зиккурат), лианы, свисающие с неба, священные лестницы (например, семиступенчатая лестница, описанная Оригеном).

Ни один из образов оси мира не является статическим. Всё это места активного перехода, динамического союза, где существа различной природы (боги и люди) встречаются или даже становятся друг-другом. Таким образом, ось мира представляет собой единство противоположностей. Так как axis mundi служит пересечением различных уровней мира, она почитается более других святых мест.

Часто считается, что посредством оси мира можно «связаться» с высшим существом посредством экстатических техник (шаманизм).

Во многих культурах можно заметить стремление копировать ось мира в различных формах. Например, крест, представляющий аналог axis mundi в христианстве, постоянно воссоздаётся в форме украшений, орнаментов, планов архитектурных сооружений и т. п. В этом заметно стремление ощутить полноту бытия, возможную только вблизи священного места.

Некоторые исследователи считают, что образ оси мира сохраняется и в секуляризованном обществе. Так, по их мнению, Вашингтонский монумент в США или Эйфелева башня представляют собой оси мира, являющиеся демонстрацией не связи между мифологическими мирами, а простой власти. Однако перенос идеи axis mundi в контекст светского общества является спорным.

4

Золото́й век

представление, присутствующее в мифологии практически всех народов, блаженное состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/Virgil_Solis_-_Golden_Age.jpg/300px-Virgil_Solis_-_Golden_Age.jpg
Гравюра Виргилия Солиса к «Метаморфозам» Овидия

Как установил Мирча Элиаде, подробно исследовавший эту тему, мифологема золотого века восходит ко временам неолитической революции и является реакцией на введение земледелия. Золотому веку неизменно сопутствуют мифологемы «потерянного рая» и «благородного дикаря». Это архетипический образ, лежащий в основе любой утопии.

Термин «золотой век» возводят обычно к «Трудам и дням» Гесиода, однако у Гесиода в оригинале фигурирует «золотой род» (греч. χρυσεον γενος).

Само понятие «золотой век» (aurea saecula) впервые в античной литературе фиксируется только во второй половине I в. до н. э., в «Энеиде» Вергилия. До этого в античной традиции была распространена не «хронологическая», а «генеалогическая» интерпретация мифа о жизни при Кроносе (Сатурне) и последующей истории: эта история мыслилась не как смена эпох, но как смена совершенно различных, никак между собой не связанных родов, геносов людей (у Гесиода — золотого, серебряного, медного, героического и железного), каждый из которых поочередно создавался богами и затем исчезал с лица земли. Отмечаемый у Вергилия и почти всех его последователей переход от «золотого рода» к «золотому веку» явился важнейшим качественным сдвигом в интерпретации мифа, позволившим актуализировать утопическое содержание древних преданий.

5

Царство Небесное (тж. Царствие небесное, греч. ή βασιλεία τών ουρανών) — семитское выражение, в котором небеса заменяют божественное имя (Лк.15:18). Известно по Евангелию от Матфея, встречается тридцать два раза.

В других книгах Нового Завета (а также и у Матфея) оно заменяется выражением Царствие Божие, царство Христово, или просто словом: царство. Возможно, в Евангелиях, обращенных к языческой аудитории, семитское выражение, которое ей было бы непонятно, сознательно опускалось.

Царство Небесное в Ветхом Завете

«Праведного, бежавшего от братнего гнева, она (Мудрость) наставляла на правые пути, показала ему царство Божие и даровала ему познание святых, помогала ему в огорчениях и обильно вознаградила труды его» (Премудрость Соломона, 10:10)

Царство Небесное в Новом Завете
«С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 4:17)
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Евангелие от Матфея, 6:9,10)
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» Мф.11:12
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Евангелие от Матфея, 6:33)
«Ибо говорю вам: из рождённых женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (Евангелие от Луки, 7:28)
«Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам... Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Евангелие от Луки, 12:31,32)
«Не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» Лк.17:20
«Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него» (Евангелие от Марка, 10:15)
«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Евангелие от Марка, 10:25)
«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Евангелие от Иоанна, 3:5)
«Царство Моё не от мира сего... ныне Царство Моё не отсюда» (Евангелие от Иоанна, 18:36)
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Послание к Римлянам, 14:17)
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (Первое послание к Коринфянам, 6:9)

Понятие Царства Небесного в иудаизме

В Иудаизме понятие Царства небесного понимается в соответствии с Ветхозаветным пророчеством Исайи и Михея как Рай на земле - Совершенное общество без Войн, Преступлений, Тюрем.
"не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю" Царь Давид Псалом 36.10
"И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" Исайя 2.4 Михей (пророк) 4.3
"Притеснителя не станет, грабеж прекратится, попирающие исчезнут с земли" Исайя 16.4
[править] Понятие Царства Небесного в христианстве
В настоящее время в христианстве Царство Небесное понимается в разных смыслах:

1) означает область на небесах, где души праведников пребывают в раю;

2) в ряде христианских ересей — земная область, предуготованная праведникам для пребывания в ней в эпоху «золотого века» людей.

Понятие Царства Небесного у свидетелей Иеговы

Понимание Царства Небесного у свидетелей Иеговы существенно отличается от общепринятого в традиционных христианских конфессиях и в большинстве нетрадиционных религиозных движений христианского толка. Небесное Царство, согласно вероучению свидетелей Иеговы, — это буквальное правительство, возглавляемое Иисусом Христом и состоящее из 144000 его соправителей-«помазанников» или «помазанных христиан» — свидетелей Иеговы, живущих в период с Пятидесятницы 33 года н.э. по наше время, имеющих помазание Святого Духа и так называемую «небесную надежду». Умирая в наши дни, эти лица мгновенно воскресают как духовные личности, становясь подобны ангелам, и входят в состав небесного правительства под руководством Христа. Формирование Царства Небесного таким образом осуществляется с 1919 года.

В настоящее время, как учат свидетели Иеговы, на земле присутствует так называемый «помазанный остаток», численность которого на апрель 2008 года составляла 9986 человек по всему земному шару.

Свидетели Иеговы учат, что данное небесное правительство будет править во время Тысячелетия Христа. Именно посредством Царства Бог устранит с земли всё зло, страдания и саму смерть, восстановив на земле утраченный рай. Подданными данного Царства станут 1) все современные свидетели Иеговы, которые переживут Армагеддон, и 2) все воскресшие к земной жизни во время Тысячелетия.

6

Вечная жизнь
Вечная жизнь — термин имеет несколько значений, существует во многих религиях.

Христианство
В отношении времени Библия даёт понятие вечности в прошлом, самого времени и вечности в будущем. В вечности в прошлом Бог замыслил сотворение вселенной и человека, во времени Он реализовал этот замысел, а после окончания времени и судного дня начнётся вечность в будущем.

При рождении человек получает от своих родителей человеческую жизнь. Это временная и несовершенная жизнь, но у нас есть возможность получить от Бога - Его вечную совершенную нетленную жизнь (божественную жизнь). Получить эту совершенную жизнь мы можем только при "рождении свыше" (Ин.3:3-8), т.е. для этого нужно родиться от Бога, став Его чадом.

В конце времён все умершие верующие будут воскрешены, будут судимы (Рим.14:10-12), получат награду. Для верующих, любящих Бога, эта жизнь будет столь блаженна, что сейчас мы вообразить этого не можем, «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»  (1Кор.2:9).

О человеческом теле в вечной жизни рассуждает апостол Павел: «так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное…ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие»  (1Кор.15:42-53). Его мнение дополняет Кирилл Иерусалимский:

«Восстанет это тело… но не останется таким же, а пребудет вечным. Не будет оно иметь нужды ни в подобных снедях для поддержания жизни, ни в лестницах для восхождения, потому что соделается духовным, чем-то чудным, таким, что и выразить сего, как должно, мы не в состоянии».

Неверующие и беззаконные не получат дар вечной жизни, они будут прокляты навечно «ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная»  (Рим.6:23). Вместо вечной жизни им приготовлено вечное наказание «вечная погибель»  (2Фес.1:9), «другая смерть»  (Откр.20:15), или «вечный огонь»  (Мф.25:41), «огонь неугасимый»  (Мк.9:43, 45) вместе с диаволом и ангелами его (Мф.25:41). Это наказание и мучения никогда для них не закончатся, будут вечными.


Точка зрения науки
Одноклеточные формы жизни, такие как, например, кишечная палочка, при достаточном наличии ресурсов теоретически могут жить вечно
Среди многоклеточных организмов, единственным известным науке бессмертным является медуза Turritopsis nutricula

Биологи ставят эксперименты с ферментом теломераза, пытаясь добиться того, чтобы клетки делились большее число раз. Учёным известно, что старые, повреждённые клетки уничтожаются и замещаются новыми. Благодаря этому в течение жизни человека большая часть клеток организма обновляется несколько раз. Если бы этот процесс можно было продлить, то, как считают учёные, «человеческий организм мог бы обновляться очень долго — даже вечно».

Критика и отрицание вечной жизни
Кроме атеистов (напр. Марксизм, Ленинизм), отвергают представления о вечной жизни:

толстовцы
саддукеи:
некоторые либеральные христианские богословы.

Официальный сайт Международного трансгуманистического движения имморталистов «БЕССМЕРТИЕ»
http://www.bessmertie.org/

7

Эликсир жизни — субстанция, дарующая бессмертие, универсальное лекарство.

Философский камень
Одним из вариантов получения эликсира жизни предполагался философский камень (лат. lapis philosophorum), другим основным предназначением которого являлось превращение недрагоценных металлов в золото. Николас Фламель, жил во Франции в четырнадцатом веке и, как считается, узнал, как делать философский камень. Есть упоминания о нём (и о том, как его видели) на протяжении веков, так как предполагается, что он обрёл бессмертие.
Он и его жена Перенелла посвятили свою жизнь созданию «вечного эликсира».

«…Я [Н. Фламель] видел во сне ангелов, спускающихся ко мне, спящему в поле, по небесной лестнице. Они даровали мне книгу, в которой содержится ключ к Деланью…»

Не предав этому сну значения, Фламель некоторое время спустя покупает у незнакомца книгу Авраама Еврея, которая являлась своеобразной инструкцией к изготовлению философского камня. Алхимик оставляет потомкам абстрактную инструкцию «Mutus Liber» (Немая книга), которая не содержит ни единого слова и полностью состоит из гравюр, отображающих различные степени создания эликсира.

Рецепт получения философского камня. «Великий Гримуар».
Глава «Секреты магического искусства»

Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав недоварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю.

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).

Ссылки
История поисков и рецепты эликсира жизни средневековых алхимиков
http://smallbay.ru/magic1.html

См. также
Аб-и-хайат — арабский аналог эликсира.
Эликсир молодости
Вечная жизнь


Вы здесь » <<настрой - КИ >> ш а л о м, хавер ! » МИФОЛОГИЯ » Мифологема


Создать форум © iboard.ws