571. Призраки образуются в эф. теле от плохого общения людей между собой. Демоны образуются в астр. теле, -- когда человек дает плохой совет, укрепляет в другом предрассудки, принуждает к каким-либо убеждениям, вызывает фантазии. Сотни их образуются за игорными столами. Если возникает эпидемически какой-либо предрассудок, та или иная глупая мода, то это работа демонов, создаваемых людьми.98 (17)
572. Фиалки будут расти и в будущем, только видоизменятся. Ядовитые растения отомрут вместе с настоящей эпохой. У будущих эпох будут свои ядовитые растения. «Подобным образом обстоит дело с существами, которые делают одержимыми собой медиумов. Они некоторым образом отчленяются от своих товарищей, которые имеют задачу настоящее переносить в будущее. Они проникают сквозь медиумов в современный мир, но при этом соединяются с судьбой земного и теряют свою будущую задачу.
Вместе с тем они в высшем смысле грабят человека, похищают у него будущую задачу. И это есть то, что человек имеет непосредственно перед собой, действительно познавая медиумическое существо. Будущее должно умереть, -- так, собственно, говорит медиумическое существо, -- настоящее должно стать всем. И если по-настоящему всмотреться в факты и в тех существ, что приходят на спиритический сеанс, то бываешь, прежде всего, поражен тем, как все сидящие вокруг и принимающие участие в спиритической манифестации, окружены тем, что является в форме ядовитых растений. Каждый спиритический сеанс окружен целым садом ядовитых растений, которые выступают там не такими, какими они являются в мире умерших, но иными; они вырастают вокруг спиритического собрания, и из их цветов и плодов вылезают демоны. ...Эти ядовитые растения подвижны, как живые, в них выступает что-то живое. И только по форме можно узнать, что это ядовитые растения».243 (8)
573. «В отдельных случаях (не в целом) такие вещи, как ветер, погода, подлежат случаю... В них действуют иные законы, чем законы природы». В погоде живут люциферические существа с телесностью из воздуха и тепла. «Эти люциферические существа имеют особое стремление к человеку. И хотя они живут часто в неприятной для нас погоде, они все же являются существами, держащимися исключительно в моральном элементе в человеческом социальном строе. Они так сильно держатся морального элемента, что считают: человеку нет нужды иметь действительное физическое тело, человеку, по меньшей мере, не нужно тело с содержанием земной и водной природы. Они хотели бы образовать человека на свой лад -- лишенным свободы, но совершенно моральным существом. И эти существа ужаснейшим образом в течение года постоянно борются за то, чтобы человека оторвать от Земли, получить его в свои сферы, сделать его чуждым Земле, лишенным Земли. Эти существа особенно опасны для мечтательных, склонных к туманной мистике людей... Эти существа хотят сделать человека родом ангельского существа, чтобы он не искушался неморальным. И как парадоксально это ни звучит, в силах, выражающихся в ветре и погоде, пульсирующих через воздушный круг, мы имеем тех существ, которые ненавидят более всего человеческую свободу и не хотят знать о человеческой свободе, которым хотелось бы уничтожить человеческую свободу. Они хотели бы сделать человека моральным автоматом чистой, хорошей ангельской природы. И они борются, если выразиться по-земному, «до ножей» за достижение этого».
Этим существам противостоят другие, «...имеющие дело с тем, что в человеке выражается в инстинктах, потребностях, вожделениях, страстях. И находятся эти существа не в голове. В человеке находятся лишь их действия. Эти существа живут непосредственно на Земле, но так, что их нельзя видеть, поскольку у них нет видимого для человека тела. Их тело живет в земном и водном элементе, а их действия -- в земных событиях, таких, как землетрясения, наводнения, вулканическая деятельность... (Это) подчеловеческие существа. И эти подчеловеческие существа находятся под властью ... ариманических сил».
Свою опору они имеют непосредственно под земной поверхностью, а их действие идет прямо в человеческий обмен веществ. -- И землетрясения, и наводнения, что вы наблюдаете в природе, происходят и в обмене веществ. -- И они хотят сделать человека жестким, подобным себе. Следуя их намерениям, он сделался бы материально бесконечно умным, овладел бы невероятной интеллигенцией. Эти существа не могут достичь своей цели непосредственно, а лишь обходным путем. Поэтому их тысячелетними усилиями удалось в земной жизни образовать целое племя подчеловеческих существ. Они делают это путем овладения инстинктивной природой человека, которая тогда делается особенно дикой и сильной. Они прибирают к рукам эту инстинктивную природу. Она им достается после смерти человека, попавшего под их власть в течение земной жизни. «И, таким образом, существует уже целое население, подчеловеческое население Земли. Оно действительно существует в водном и в земном элементах.
И если вы спросите: а что ариманические существа получают от этого подчеловеческого населения? -- то на это можно ответить: они думают так: теперь я вырвал у человека инстинктивную природу; из нее я сделал земно-водное существо. Эти земно-водные существа населяют слои, лежащие непосредственно под поверхностью земли. ... В горных выработках их можно видеть очень хорошо. Эти существа отделяются от человека в момент его смерти. И здесь ждет Ариман, ждет ариманическая сила того, что однажды люди, благодаря их карме, сойдут в такую инкарнацию, что, благодаря инстинктам, страстям, вожделениям им особенно понравятся такие существа; и в одной из земных жизней человек скажет: я не хочу возвращаться в духовный мир, я хочу, покинув физ. тело... воплотиться в такое подчувственное существо. Поэтому я остаюсь связанным с Землей. Я делаю выбор и остаюсь подчувственным существом».
И хотя ариманические существа очень умны, они, однако, верят -- и это можно точно установить, -- что некогда в их род попадет так много человеческих существ, что они заселят всю Землю. «Таким путем они хотят Землю сделать бессмертной, чтобы она не распылилась в мировом пространстве».218 (8)